Параплан. Виктор Гончаренко "Техника и тактика парящих полетов"
Как готовиться к тренировкам
В наших спортивно-лланерных организациях необходимо
так построить учебу, чтобы каждый юноша или девушка, приходящие в
планеризм, имели перед собой твердую цель - добиться в планерном спорте
как можно больших успехов. А это требует неустанной работы и
совершенствования, постоянного стремления вперед, к новым
достижениям.
К тренировочным полетам иадо 'готовиться еще на земле
- в учебных классах, на аэродроме. У нас, к сожалению, слабо разработана
методика таких подготовок. Известный польский планерист Эдвард Макула
считает, что для интенсивных тренировок важны прежде всего следующие
предпосылки;
спортсмен стремится к достижению высоких спортивных
результатов и готов приложить максимум стараний, труда;
располагает
достаточным для усиленных тренировок временем для полетов и имеет в своем
распоряжении закрепленный за ним тренировочный или рекордный
планер;
имеет право выбирать задания полета, необходимые для
устранения недочетов, маршрут и время старта;
должен быть убежден,
что хорошие результаты на соревнованиях зависят прежде всего от него
самого, качества его подготовки, что в равных условиях состязаний (при
одинаковых планерах) "счастье любит сильнейших". Не сваливать собственные
промахи на неудачи и стечение обстоятельств.
Как видим, Макула,
которого считают одним из лучших планеристов мира, очевидно, не без
основания говорит о требовательности прежде всего к
себе.
Количество планеров в клубах ограничено, да и время и
численность полетов регламентированы программой. Но, так как нельзя иметь
все условия для тренировок, требовательность к себе ни в коем случае не
снижайте. Наоборот, раз возможности для тренировок ограничены, то надо
сделать все, чтобы каждый полет был максимально
полезным.
Подготовку к летному сезону начинайте еще зимой. Помимо
общих теоретических занятий, проанализируйте прошлый летный сезон,
извлеките из него максимум полезных для себя выводов. Мг-кула предлагает
целый круг вопросов, которые должен ставить перед собой каждый пилот. Вот
некоторые из них.
Анализ прошлого сезона слагается из анализа всех
тренировочных, нормативных полетов или полетов на соревнованиях, в том
числе и неудачных, либо запланированных, но не выполненных (почему, в чем
причины неудачного планирования), а также общего анализа участия в
состязаниях (внутриклубных, областных, зональных и т. д.) и достигнутых в
них результатов.
При рассмотрении каждого полета опирайтесь на
записи в "Рабочей книжке пилота", замечания инструктора, собственные
записи о допущенных ошибках или тактических удачах, а также на анализ
барограмм полетов, которые необходимо сохранять. При этом надо ответить на
следующие конкретные вопросы:
Было ли упражнение дня (тренировки,
соревнования) подобрано в соответствии с погодой, отвечало ли оно
метеорологическому прогнозу и ситуации на синоптической
карте?
Отвечая на этот вопрос, спортсмен еще раз вспомнит
метеорологическую обстановку дня (для этого о погоде тоже следует вести
записи) и сделает для себя выводы.
Своевременно ли взлетели для
выполнения упражнения (рано, вовремя или поздно) и к каким последствиям
это привело?
Вовремя ли состоялся уход на маршрут и в
наивыгоднейших ли погодно-тактических условиях
стартовали?
Соответствует .ли достигнутый результат (дальность,
средняя скорость полета, выигрыш высоты и т. д.) условиям
погоды?
Как выглядит ваш результат по отношению к результатам
других планеристов, стартовавших на однотипных планерах и в таких же
условиях?
Что показывает детальный анализ барограммы полета?
(Средняя скороподъемность, средний .набор высоты в потоке, дальность
переходов, количество наборов высоты, минимальная и максимальная высота
полета и т. д.)
Какие решения оказали основное влияние на
дальнейшее протекание полета, были ли они правильны или неправильны в
сложившихся обстоятельствах? (Если правильны, то почему? Неправильны, к
каким это привело результатам?)
Были ли в полете периоды
невнимательности, несобранности, недисциплинированности, ослабления
требовательности к себе, плохое самочувствие? (Их продолжительность,
причины и конечное влияние на весь полет.)
Были ли в полете
трудности в .пилотировании (например, при плохой видимости земли, при
затягивании в облака, при сильной турбулентности и т. д.). Как вы с ними
справились и каково их влияние на результат полета?
Правильно ли
определялись скорости переходов в зависимости от скороподъемности .потоков
и длины переходов? (Пользование калькулятором оптимальных
скоростей.)
Как был построен долет? (Оценка теоретических знаний,
их практическое применение - калькулятор, проводимые в воздухе подсчеты,
подготовка полетной карты.)
Насколько верно в течение полета
определялись ожидаемые потоки под облаками, стадии, их развития и вообще
ъся термическая обстановка?
iB какой степени использовалась
информация с других планеров: с помощью визуального наблюдения за 'их
полетами либо с помощью запросов по радио?
Вот примерная, хотя и не
исчерпывающая, но довольно полная схема анализа каждого полета.
Рассматривая полеты, необходимо не забывать об обеспечении их
безопасности, Ни азарт на соревнованиях, ни борьба за результаты не могут
оправдать даже малейших предпосылок к летным происшествиям.
С этой
целью при анализе полетов на соревнованиях надо обратить особое внимание
на стиль выполнения упражнения. Здесь любая спортивная смелость и риск
прежде всего должны базироваться на твердом расчете и знаниях. Ведь не
оправданная опытом и спортивным уровнем "погоня за медалями", т. е.
высокими результатами любой ценой, как известно из практики, приводит, в
подавляющем большинстве случаев, либо к вынужденным посадкам, либо к
ситуациям, которые нередко граничат с аварийным исходом, а то и кончаются
им.
Определенный риск и лишь в вопросе выполнения или невыполнения
задания можно допускать только в рекордных полетах, когда от каждой
секунды зависит, быть или не быть рекорду. Если, например, набор
гарантированной высоты долета или перехода влечет за собой потерю
необходимой скорости, то 'можно и нужно рассчитать переход или долет (как
и другие этапы полета) в обрез запаса высоты, что позволяет сэкономить
необходимые секунды.
Анализы полетов на соревнованиях надо
проводить особенно тщательно, еще шире, нежели в приведенной схеме.
Необходимо разобраться, правильно ли вы готовились к ним, достаточно ли
было тренировочных полетов и отвечали .ли они всем тем требованиям,
которые ставились на состязаниях. Немаловажную роль играет и то, насколько
хорошо спортсмен знает правила соревнований, формулы начисления очков,
была ли на соответствующем уровне ваша теоретическая и тактическая
подготовка? На соревнованиях приходится пользоваться тактикой групповых
полетов. Проанализируйте, как сотрудничали с другими пилотами. Не забудьте
вспомнить, как использовали промахи или удачи конкурентов при выполнении
собственного полета.
Ведь все это - опыт. Осмысление его, отбор
ценных приобретений и отказ от некоторых тактических вариантов должны
пригодиться в наступающем сезоне.
И, наконец, последний пункт
анализа прошлого сезона - разбор и оценка незавершенных полетов, рекордных
попыток, заданий инструктора или тренера. Что послужило причиной их
невыполнения.
Это необходимо для того, чтобы в следующем сезоне не
повторять одних и тех же ошибок. Вы собирались осуществить рекордную
попытку, но даже не поднялись в воздух? Неправильно дали оценку погоде? Не
подготовили вовремя к полету материальную часть, упустили время для
вылета? Не оказалось барографов? Что необходимо предпринять, чтобы
подобного не повторилось вновь?
И даже анализ запланированных, но
несостоявшихся полетов тоже необходим, так как это поможет устранить
промахи и недочеты, а также принять организационные меры в масштабах
планерного звена или клуба.
Вот такой всесторонний анализ прошлого
сезона позволит выяснить слабые места и недостатки в спортивной
подготовке, на которые спортсмен в наступающем сезоне обратит внимание в
первую очередь и устранит их как можно быстрей. А для этого нельзя
надеяться только на память, необходимо вести детальные записи, иметь
рабочую книжку, фиксировать все замечания инструктора или
тренера.
К сожалению, в рабочих книжках пилоты-планеристы почти ни
в одном авиаспортклубе не записывают метеообстановку, сопутствующую
полету. А для анализа это крайне необходимо. Поэтому каждому спортсмену
рекомендуется уделять хотя бы несколько строк и на характеристику погоды.
Хорошо ее записывать на обратной стороне барограмм. Краткие записи о том,
как изменялась погода на протяжении всего маршрута, позволят до тонкостей
анализировать полет и извлекать из него максимум выводов, а следовательно,
и пользы.
|