Параплан. Виктор Гончаренко "Техника и тактика парящих полетов"
Немного о физкультуре
Казалось бы, зачем планеристу какая-то
особая сила и выносливость, если с усилиями на ручке управления
современного планера справиться легко.
Но не спешите с ответом. Как
правило, обычный парящий полет длится в среднем 4-6 часов, а рекордный -
8-10 часов. За это время планерист пролетает 300-600 км и более, выполняет
в общей сложности около 500 спиралей. Если учесть, что при спиралях с
креном в 60° вследствие центробежной силы на летчика действует двукратная
перегрузка, а в тесной кабине можно сидеть только в одном положении и
нельзя ни привстать, ни размяться, то, оказывается, для полета на планерах
надо быть достаточно выносливым и закаленным спортсменом.
Когда
начнете тренировочный полет, то обнаружите, что при желании продержаться в
воздухе как можно дольше, через 2-3 часа полета уже устаете: затекают руки
и ноги, ноет спина. И это естественно. Даже высидеть 2-3 часа в тесной
кабине трудно, не говоря уже о 8 и более часах, которые необходимы в
полетах на дальность или по большим замкнутым маршрутам. Если же учесть,
что полет требует постоянного управления планером, сопряжен с перегрузками
на организм, и спортсмен все время находится в состоянии повышенной
активности, то ему трудно без привычки мобилизовать все свои силы. Вот
почему совершенно недопустимо халатное отношение к режиму дня и общей
физической подготовке.
Один из старейших планеристов, Герой
Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин
даже на соревнованиях в Сумах, когда возглавлял судейскую коллегию,
занимался усиленной утренней зарядкой. Спорт помог ему сохранить силы и
выдержку и до сих пор. Известный украинский планерист Альберт Дурнов -
мастер спорта по акробатике. Неоднократный чемпион Советского Союза по
планерному спорту Юрий Кузнецов - всесторонний спортсмен, мастер спорта по
прыжкам с парашютом. Один из лучших эстонских планеристов Иллар Линк -
мастер спорта по лыжам.
Чем лучше общая физическая подготовка
планериста, чем больше он занимается различными видами спорта при прочих
равных условиях, тем лучше, как правило, и его успехи в
полетах.
Если вы хотите хорошо летать, но чувствуете, что
недостаточно физически подготовлены, не откладывайте занятий физкультурой,
начните хотя бы с регулярной утренней зарядки.
Нередко в парящих
полетах складываются ситуации, которые требуют быстрой реакции, мгновенных
решений и большого хладнокровия. Спортсмен обязан являться на полеты
хорошо отдохнувшим, бодрым, энергичным и с желанием летать. Без
правильного режима такое состояние поддерживать невозможно. Плохое
самочувствие, усталость в полете дают себя знать сразу. Из-за нарушения
режима, пренебрежения к физической подготовке некоторые планеристы
вынуждены прекращать полет преждевременно, совершать вынужденные
посадки.
Не пренебрегайте рекомендациями и советами врача. Очень
памятный случай до сих пор не забыли планеристы Киевского авиаспортклуба.
Дежурный на старте врач заметил, как одна опытная планеристка, готовясь к
рекордному полету, присела перекусить под крылом планера.
- Алла, -
сказал он ей, - не рекомендуется есть докторскую колбасу, сейчас стоят
очень жаркие дни, она быстро портится...
- Что вы, доктор, -
улыбнулась спортсменка, - я очень люблю эту колбасу, немножко перед
полетом заправиться не мешает...
Кто бы мог подумать, что из-за
этого кусочка колбасы сорвется всесоюзный рекорд! А именно так и
случилось. Погода была прекрасная, Алла быстро долетела до намеченного
пункта, но возвратиться на аэродром уже не смогла - в полете она
почувствовала отравление. В результате - вынужденная посадка на поворотном
пункте...
Как видите, в летном деле не бывает мелочей. Чтобы с вами
не случились подобные неприятности, следует проявлять больше любви и
преданности планерному спорту. Они помогут избавиться ог мелких искушений,
не позволят нарушать режим. Все эти потери с лихвой компенсируются тем
огромным, пожалуй, ни с чем не сравнимым удовольствием, которое приносят
парящие полеты.
|