Знание долинного ветра - это одно из наиболее важных знаний при планировании маршрута. Тот, кто знает теорию и умеет её применить на практике, будет более уверенно чувствовать себя на маршруте. Долинный ветер образуется не каждый день. В хороший термичный день в долине, как правило, образуется ветер.
Образование долинного ветра
Рис.7.1 Слева находятся предгорья, справа - северная часть Альп. Каждое большое место получает большое количество солнечной энергии. Солнце нагревает землю, земля нагревает воздух. В Альпах воздуха меньше (там много гор}, и воздух там будет теплее, чем в предгорьях.
На рисунке 7.1 представлено два больших летных места: предгорья Альп и центральные Альпы. В хороший летный день каждое из таких больших мест достаточно хорошо освещается солнцем. В центральных Альпах часть склонов освещается лучше, тогда как другая часть получает меньше солнечных лучей. Нагретая земля отдает свое тепло лежащему на ней воздуху. Это и является отправной точкой! Масса нагреваемого землёй воздуха в центральных Альпах значительно меньше чем в предгорьях. Это, прежде всего, означает более сильный прогрев и более сильное повышение температуры в горах. Кроме того, воздух в Альпах более сухой, поэтому нагревается быстрее, к тому же воздух еще и более чистый, а значит, солнечные лучи лучше прогревают землю. В итоге, более сильно прогретый воздух в горах легче, чем воздух в предгорьях, и поэтому в горах давление понижается(!). Это называют «тепловым циклоном», и означает следующее. Теплый воздух поднимается вверх, где вверху частично растекается. Он медленно растекается в радиусе около 100 км к югу и северу Альп. Так образуется пылевая кромка, которая показывает границу альпийских воздушных масс на севере и на юге. В солнечные дни эта линия видна лучше, чем в облачные. Зимой она не так хорошо проявляется как в середине лета.
Рис.7.2 Образование теплового циклона. Теплый воздух растекается над Альпами. Он достаточно легкий, поэтому давление у земли падает и приземный воздух стекается эту в зону более низкого давления. Так образуется долинный ветер.
Раньше, это явление объяснялось следующим образом. Образуется поток, и воздух поднимается вверх, а на его место с долины стекает новый воздух.
Из всего этого можно сделать вывод, что в дни, когда нет потоков, долинный ветер не образуется.
Однако это не совсем так, долинный ветер образуется также и в стабильные дни. Например, старый антициклон поздним летом. Вверху и внизу воздух очень теплый, и поэтому потоки не образуются. В такие дни некоторых пилотов очень удивляет сильный ветер в долине.
Восходящие потоки могут соединяться с местным долинным ветром и усиливать его. Потоки всасывают воздух, это явление более заметно в больших горах. Затем этот воздух снова опускается, но это местный феномен и совсем не объясняет глобальную систему долинных ветров в Альпах.
Рис.7.3 Тепловой циклон создает разницу в давлении в несколько ГПа, и поэтому его не видно на изобарных картах, так как они отображают разницу в давлении от 4-5 Гпа.
Образовавшийся тепловой циклон имеет разницу в давлении всего в несколько ГПа. Поэтому на изобарных картах, где разница в давлении составляет 4-5ГПа, его не видно.
Долинный ветер может подняться на значительную высоту, более чем километр над горами. Сила долинного ветра колеблется в среднем от 20 до 30 км/ч. Однако, он может быть еще сильнее. Самый сильный долинный ветер был зафиксирован в Непале - около 80км/ч.
Замечание:
Всегда, когда на старте немного ветрено, присоединяйте акселератор. Долинный ветер может быть довольно сильным благодаря старому антициклону, даже если нет потоков.
![]() |
Рис.7.5 Даже когда на старте нет ветра, под инверсионным слоем в долине может дуть очень сильный ветер. Если же инверсия поднимется, то ветер ослабнет. Всегда летайте с акселератором. |
Сила долинного ветра зависит от следующих условий:
Сила долинного ветра:
Весна: | средней силы (10-20 км/ч) |
Лето: | очень сильный (до 40км/ч) |
Осень: | средней силы (10-20 км/ч) |
Зима: | нет или слабый (0-10км/ч) |
![]() Рис.7.8 Сильный баварский ветер дует через перевал Thurn. На обтекаемых склонах в Холлерсбах напротив перевала можно выпарить на маленькой высоте. |
![]() Рис.7.10 Если дует южный местный ветер вниз по Бреннер (Brenner) (в этом случае он дует против обычного долинного ветра), при этом он обтекает горную цепь Карвендель (Karwendel) около Инсбрука. В Карвендель он разделяется. Он дует в Хафелекар (Hafelekar) на восток вперед за западным ветром и на запад за восточным ветром. Вид с вершины старта Хафелекар, южное направление. |
Замечание:
Если долины впадают друг в друга, или разделяются (как за перевалом Турн в Пинзгау), то и долинный ветер попадает в главную долину, где на обтекаемых склонах на другой стороне, он разделяется, втекая в основную долину, в обоих направлениях.
![]() Рис.7.9 На стартовой площадке Штейнхов в долине Циплертзль (красная стрелка) вечером дует долинный ветер (синяя стрелка). На обтекаемом склоне напротив пилоты летают до самого заката. |
Замечание:
В качестве хорошего эмпирического правила каждый может запомнить следующее:
Долинный ветер всегда течет как жидкость, но по направлению против движения воды в реках. Существуют исключения. Эти особенности знают местные пилоты, и в дружелюбных летных местах всегда полезно их расспросить.
Самый известный пример, когда долинный ветер обдувает низкие горы - это Штейнхоф (Steinhof) при входе в долину Циллерталь (Zillertal). До полудня здесь можно стартовать и летать, однако вечером здесь начинает дуть через всю гору долинный ветер с востока. И тогда в долине образуется большой ротор, а на старте дует попутный ветер, см. рис. 7.9.
Так, например, ветер с перевала Турн дует как в восточном направлении, следовательно, против ветра в долине, так и в западном направлении вместе с восточным долинным ветром, в этом случае ветер усиливается.
![]() Рис.7.11 Парение в динамике от долинного ветра у широкой горы, которая стоит поперек долины. Если гора невысокая, то найти поток будет достаточно сложно. Здесь пилоты летают с наветренной стороны. |
![]() Рис.7.12 Прямой маршрут к термически активному месту хорош, когда пилот находится над вершинами гор (красная стрелка). Если его высота такова, что ему придется низко лететь над долиной, то лучше полететь по обходному маршруту (желтая линия). |
![]() |
Замечание:
Если пилот провалился в долинном ветре и может выбрать один из двух склонов, где можно выпарить в динамике, то следует выбрать тот, за которым находятся более высокие горы. Там будет больше шанс, набрав высоту в динамике, найти поток. Если высокая гора не достаточно хорошо расположена для образования динамика, то все равно лучше выпарить в более сложных условиях, чем легко выпарить и не найти потом поток. Если гора имеет недостаточную высоту там, где ее обдувает долинный ветер, то будет очень сложно найти поток. Сильные ветра в долине препятствуют образованию потоков.
Рис.7.13 Гора впереди расположена достаточно хорошо по отношению к долинному ветру, но она имеет недостаточную высоту. На горе сзади долинный ветер дует немного сбоку. Выпарить в динамике там будет сложнее, но зато намного больше шансов найти поток.
![]() Рис.7.14 Здесь можно видеть классическое сопло. Долина сужается, скорость течения значительно увеличивается. Если бы в широкой долине ветер был довольно сильный, то в месте сужения долины, пилота просто бы сдувало спиной вперед! |
![]() Рис.7.15 Проход в закрытой горной цепи. В этом месте будет пробиваться ветер. Нетрудно догадаться, что здесь он будет сильнее, чем в широкой долине. |
![]() Рис.7.17 Интересное явление: сильное течение вокруг круглой горы. Слева образуется ротор (желтый), а немного дальше течение становится ламинарным. Справа вода сильно бьется о гору. Она образует небольшую площадку (отмечено голубым), где можно летать в динамике. Еще правее течение идет параллельно горе и парение в динамике невозможно. |
![]() Рис.7.16 Точно такая же ситуация, как на предыдущем рисунке, только в большем объеме. Если ветер (долинный ветер) будет дуть через этот разрыв в горной цепи, то он будет значительно сильнее, чем перед разрывом или за ним. Причем за разрывом образуется ротор, сравни рис. 3.13 |
![]() На фото: летное место Дидамскопф, Брегензер Вальд (Diedamskopf, Bregenzer Wald) (Австрия). |
Замечание:
Если пилот хочет перелететь от одного хребта к другому против ветра в долине, то лучше сделать небольшой круг, а не лететь по прямой. Это особенно важно, когда потоки поднимаются не настолько высоко, чтобы перелететь к другой горе выше долинного ветра. На соревнованиях я часто убеждался в том, что это был лучший вариант маршрута. Более короткий маршрут шел через обширную зону нисходящих потоков, более длинный маршрут обходил эту зону стороной, и пилоты прилетали немного позже, но значительно выше, см. рис. 7.12.
![]() Рис.7.19 Здесь образуется ротор от домов, а островок на воде спокойное место. Следовательно, ветер дует справа. |
![]() Рис.7.20 На озере с наветренной стороны есть площадка сверху, где достаточно спокойно. Она образовалась, благодаря защищающей от ветра стене. Это очень хорошо заметные признаки с большой высоты. Если озеро расположено на горе, то видно где наветренная сторона, а где ротор. |
![]() Рис.7.21 Якорь крепится на носу лодки (в передней части), мачта расположена ближе к носу, чем к корме. Можно совершенно точно определить направление ветра по заякоренным лодкам. |
![]() Рис.7.22 Воздушные шары очень хорошо показывают направление ветра на высоте. Когда они приземляются, то можно очень точно по ним определить силу и направление ветра. |
![]() Рис.7.23 Ветроуказатели очень хорошо заметны с высоты, и по ним хорошо определять ветер, особенно если они расположены с наветренной стороны. На горе их устанавливают в самом высоком месте, в противном случае они показывают правильную скорость ветра только с наветренной стороны. |
![]() Рис.7.24 У многих деревьев обратная сторона листочков блестит. Если дует сильный ветер, то листья на деревьях приподнимаются и пилотам, летящим с наветренной стороны, видно обратную сторону этих листьев. Особенно это хорошо видно по тополям. |
![]() Рис.7.25 Если у пилота есть GPS, то он может сделать круг и определить скорость ветра на земле. Существуют вариометры с выходом на GPS или со встроенным GPS. При развороте они показывают скорость и направление ветра. В данном случае маленький ветроуказатель показывает западный ветер с небольшой южной составляющей. Скорость ветра равняется б км/ч. Большая стрелка в кругу показывает на цель, в данном случае - это старт на горе Браунек. |
![]() Рис.7.26 Данные приспособления точно показывают направление даже очень слабого ветра. Т.к. они расположены выше, чем обычные ветроуказатели, они реагируют на ветер, даже когда тяжелые колдуны просто висят. Тканевые полоски значительно легче и поэтому реагируют быстрее, чем колдуны. |
![]() Рис.7.27 Можно наблюдать за другими пилотами, но будьте осторожны. Если пилот на посадке не затормозит свой параплан, и он упадет впереди пилота, можно неправильно определить направление ветра. |
![]() Рис.7.28 Дым, поднимающаяся пыль или поднятая потоком пыльца также хорошо показывают направление ветра. |
![]() Рис.7.28a Вода при орошении очень хорошо заметна сверху и тоже является хорошим указателем ветра. |
![]() Рис.7.29 Внимание: если пыль за передвигающимся объектом, например, за трактором или комбайном, завихрятся, то ветер на земле дует так же, как показано на рисунке. |
![]()
Рис.7.32 Панорама на Эзэ (Eze) (Франция), недалеко от Монако. |
Он оказывает такое же влияние, что и система горных или долинных ветров. Поверхность земли нагревается лучше, чем море. Тепловой циклон на земле также влияет на образование бриза. Бриз может глубоко проникать на сушу и там сталкиваться с ветрами в долине, усиливая или ослабляя их. В этом ветре можно летать на дюнах или рифах. Такие известные места, как Дания или Дюна Пила (Dune la Pila) во Франции, являются самыми популярными для парения в динамике. Сила и ежегодные колебания этого ветра такие же, как и у ветра в долине. Поэтому не стоит ждать бриза в ноябре.
Замечание:
Иногда на больших островах дует такой бриз, что он создает условия для полетов практически на любой горе на всем острове. На севере - при северном ветре, на юге острова - при южном ветре! На Канарских островах дует северо-восточный пассат. На острове Ланцерот есть только низкие горы, и там пилоты летают на северо-восточной стороне острова. Тенерифе вместе с вулканом Тайде (самая высокая гора в Испании) очень хорошо защищает от северо-восточного ветра. Здесь можно отлично полетать в потоках с южной стороны. Из-за бриза на горе устанавливается южный ветер. Однако не каждому придется по вкусу оказаться в огромном роторе, таком, как бывает на Тенерифе. Если вы еще не знакомы с этим местом, то лучше всего летать вместе с местными пилотами.
Рис.7.34 Вулкан Тайде блокирует пассат, поэтому пилоты могут летать в южной части Тенерифе.
Когда устанавливается морской бриз, он приносит вместе с собой холодный воздух с моря. Этот холодный воздух подтекает под теплый материковый воздух, поднимает его и приводит к образованию потоков на границе столкновения. Эти большие облака можно хорошо отличить от соседних кучевых облаков. Чем больше пройдет времени, тем дальше продвинется бриз на сушу.
Тот, кто заметит такие облака и поймет в чем дело, сможет отлично полетать.