Оглавление

Burkhard Martens "Thermikbuch"

глава 8
      Парение в динамике

Способ применения
Влияние строения склона на полеты в динамике
Правила расхождения при полёте в динамике
Сила и протяженность динамика
Сила и размеры нисходящего потока воздуха на склоне
Разложение ветра на составляющие при полете в динамике
Безопасное расстояние при полете в динамике
Распознавание и использование термиков при полете в динамике
Какой должен быть ветер для полетов в динамике?
Маршрутный полет в динамике
Динамик от облаков

        Парение в динамике означает полеты в восходящем потоке воздуха, который возникает вследствие обтекания препятствия ветром. Обычно препятствием является гора. Практически везде в горах есть возможность для парения в динамике. Можно летать все время, пока дует ветер, и это бывает чаще, чем полет в термальных потоках.

Способ применения

        Пилот летит параллельно склону, и там, где он может развернуться, он разворачивается на 180° от горы, затем снова подлетает к склону и летит вдоль него, Если он оказался на другом краю склона, он снова разворачивается так, чтобы разворот происходил от склона. Полет напоминает вытянутые восьмерки.
        Никогда не разворачивайтесь в сторону склона, когда вы находитесь близко к нему. Опасность влететь в склон по ветру слишком велика! Пилот должен выбрать такое расстояние от склона, на котором его лучше всего поднимает. Это зависит от силы ветра и профиля склона. Например, при достаточно сильном ветре можно летать на расстоянии 20-80 и более метров от склона. При слабом ветре на отвесных склонах следует более близко прижиматься к горе.

Альпы

Рис.8.1  При парении в динамике пилот обращает особое внимание на расстояние от горы. Каждый разворот должен выполняться в направлении от склона. Если в динамике летает много пилотов, нужно держать в поле зрения всех, кто находится на одной высоте.

        Каждый пилот должен летать на безопасном расстоянии от склона. Это определяется следующим образом: чем отвеснее гора, тем ближе к ней можно летать.
        Для дельтапланов безопасное расстояние больше, чем для парапланов. Если дельтаплан просадит в сторону склона, то он пролетит еще немного вперед, прежде чем он сможет отвернуть от склона. Для этого потребуется больше высоты, чем для отработки сложения на параплане. Если на склоне устанавливается ровный, стабильный ветер, то можно полетать в спокойных мягких условиях. Огромное удовольствие доставляют полеты в таком ветре на дюнах.

в начало


Влияние строения склона на полеты в динамике

        Идеальный склон для полетов в динамике должен быть широким, высоким и без препятствий, см. на предыдущей странице. Лучше всего летать в динамике, когда ветер дует прямо в склон. Если ветер немного боковой, то пилот лучше поднимается при полёте против ветра, чем по ветру! Эта величина эмпирическая и в действительности нелогичная.
        На горе в виде полугара можно летать в динамике только в нижней ее части, вверху ветер обдувает её так же, как вода обтекает камень. См. рис. 3.13.
        Очень часто встречаются склоны в виде оврагов. В этом случае на разных участках склонов будет разная скороподъёмность.

на склоне с овражками

Рис.8.2  Если пилот летает на склоне с овражками, то всегда найдется место, где подъем будет лучше. Если ветер будет дуть, так как показано на рисунке, справа, то подъем будет лучше в левой части горы. Хотя справа и не образуется ротор, но ветер все же дует поперек склона, а не прямо на него.

в динамике на горе

Рис.8.3  При парении в динамике на горе в виде полушара следует учитывать, что в верхней части почти нет восходящего потока, т.к. наверху ветер дует по бокам вокруг горы. Например, ветер дует спереди. Сравни с рис. 7.17.

Замечание:
Тот, кто хочет приземлиться на круглую вершину, должен учитывать, что там преобладает боковой ветер, а не восходящий поток воздуха. Это приведёт к тому, что снижение будет больше, чем можно предположить.

        Многие пилоты стараются летать в динамике как можно выше. Если выше окажется плато, то могут возникнуть проблемы. Пилот не должен сдуваться на это плато. Если же на плато есть места для посадки и пилот согласен идти пешком, то он может себе это позволить. Однако он должен обязательно учитывать, что поднимающийся воздух у края втягивает в себя часть воздуха с плато. Это значит, что в этом месте усиливается нисходящий поток и турбулентность!
        Выше пилот может подниматься либо в термике, с которым он будет сноситься за гору, либо в динамике, если он найдёт место, где нет плато. Без потока пилот не должен подвергать себя опасности и летать над плато. Слева от старта, рис. 8.4 к примеру нет плато, значит там можно выпаривать также высоко, как и справа.

в главной долине Рис.8.4  Коварное высокогорное плато справа от южного старта в Бассано (Bassano), на рисунке изображено красным овалом. У его края можно очень часто летать в динамике. Однако, если здесь образуется поток (красная стрелка), то он начинает подсасывать в себя воздух с плато (синяя стрелка). В итоге образуется нисходящий поток. Многие пилоты против своей воли уже приземлялись здесь.



в начало


Правила расхождения при полёте в динамике

        Тот, у кого склон находится справа, имеет преимущество, или тот, кто дальше от склона: должен посторониться. Однако пилот должен все время держать в поле зрения всех пилотов, которые летают с ним на одной высоте.
        Перед тем как повернуть, пилот должен обернуться и посмотреть назад, чтобы ни для кого не создать опасную ситуацию. Кроме того, не притеснять других пилотов, то есть не зажимать пилота между собой и склоном.
        Если в динамике летает большое количество пилотов на одной высоте, то все они должны летать на одинаковом расстоянии от склона. Если два пилота летят встречными курсами, то тот, у кого склон находится слева, должен уступить дорогу. Если встречный пилот находится на 30 метров дальше от склона, чем сам пилот, то следует либо облетать этого пилота, сделав большой круг, либо пролететь между пилотом и склоном. Полет между пилотом и склоном довольно опасен, но на большом круге можно потерять много высоты, а это никому не хочется.
        Если все пилоты летают на большом расстоянии от склона, то каждый может развернуться, когда захочет. Если же пилоты летают на одном и том же малом расстоянии, то это сделать будет нельзя, потому как существует пространство у склона, которое требуется для поворота.

в динамике

Рис.8.5  При парении в динамике, тот пилот, у которого склон справа, имеет преимущество. Все пилоты должны летать на одинаковом расстоянии от склона.
На рисунке оранжево-белый параплан прижимает желто-черный. Желтый параплан не может развернуться тогда, когда ему захочется, ему приходится ждать пока развернется желтый. Это не очень приятно.

у высотного здания

Рис.8.6  Парение у высотного здания над V-Hotel в летном месте Монако.
Этот пилот имеет преимущество, если ему навстречу летит другой пилот. Хорошие примеры парения в динамике от зданий есть в Netanja (Израиль), Lima (Чили) и в Atmunecar (Испания).

Замечание:
Летящие впереди пилоты оставляют за собой турбулентность. Те, кто попадает в спутную струю, чувствуют, как параплан начинает трясти. Чем раньше пилот попадет в образовавшуюся спутную струю, тем сильнее будут толчки. Тандемные парапланы образуют сильную турбулентность за собой.

обгон

Рис.8.7  По правилам обгон осуществляется справа. Если это нельзя сделать, то не следует обгонять.
Дельтаплан, который летит сзади, не имеет права обгонять параплан. Слева обгон запрещен, а справа находится отвесная стена.

Парение в динамике

Рис.8.8  Парение в динамике в Греции, вблизи Олимпа.

в начало


Сила и протяженность динамика

Расстояние (м)51015202530354590100
Сила ветра (км/ч)91113131515131399
Вертикальная составляющая (км/ч)5.87.69.09.7109.79.49.06.55.8

        В долине Инталь были проведены исследования по измерению средней скорости восходящего потока воздуха.
        Наибольшая скорость подъема воздуха не непосредственно на склоне, а на расстоянии 20-30 метров от склона (заштриховано желтым). Это происходит из-за трения воздуха о поверхность земли. Следовательно, на расстоянии 30 метров от склона пилот будет подниматься примерно со скоростью 1,5 м/с.
        В 25 метрах от склона вертикальная составляющей потока 10 км/ч ( 2,8 м/с) с учетом собственного снижения параплана в воздухе получаем итоговую скороподъёмность пилота 1,5 м/с.
        Дальше от склона скороподъемность начинает падать. На расстоянии более 100 метров от склона скорость ветра будет зависеть от скорости высотного или долинного ветра.

Совет:
Как правило, не обязательно вылизывать склон. Кроме того, ваши нервы будут целее, если вы будет летать на более безопасном расстоянии от склона.

в начало


Сила и размеры нисходящего потока воздуха на склоне

        Если после полудня и вечером склон оказывается в тени, то система поворачивается и образуется нисходящий поток. Он не такой сильный, как восходящий динамик, но он имеет сходное распределение силы в зависимости от расстояния от склона, хотя при этом не такой протяженный. Это значит, что для того, чтобы не попасть в этот нисходящий слой воздуха, нужно летать на расстоянии около 100 метров от затененного склона! См. рис. 1.6.

Облако

Рис.8.9  Справа на рисунке на склоне возможно будет восходящий поток, слева на склоне абсолютно точно будет нисходящий поток. Нужно заметить, что слой нисходящего воздуха будет даже на расстоянии около 100 метров от склона.

в начало


Разложение ветра на составляющие при полете в динамике

        Ветер можно представить в виде вектора, который раскладывается на вертикальную (восходящую или нисходящую) и горизонтальную составляющие. В восходящей составляющей происходит подъем, горизонтальная составляющая ощущается как встречный ветер.
        Рассмотрим пример. Скорость ветра 25 км/ч, вертикальная составляющая -15 км/ч, а скорость встречного ветра - 20 км/ч. Пока это не вызывает никаких проблем, но на высоте ветер усилится, например, до 40 км/ч. Разложив его на составляющие, мы получим подъем 26 км/ч (вариометр уже заливается) и горизонтальную скорость 30 км/ч. Это значит, что пилот при большой скорости подъема и маленькой горизонтальной скорости (примерная скорость параплана составляет 35 км/ч) может быстро набирать высоту в динамике.
        Истинная скорость ветра составляет 40 км/ч, однако пилот не будет лететь спиной вперед, т.к. он летает в зоне подъема. Если бы он оказался в пункте «А» (см. рис 8.10) над горой, то он ощутил бы воздействие горизонтальной составляющей, равной скорости ветра 40км/ч!

Разложение ветра на векторы

Рис.10.6  Разложение ветра на векторы. Лиловым цветом отмечена действительная скорость ветра, желтым горизонтальная составляющая ветра, а красным - вертикальная составляющая. Над горой показана действительная скорость ветра. Если над горой будет лежать слой инверсии или облаков, то они будут образовывать что-то вроде сопла, ограничивая ветер по вертикальному распространению, и скорость ветра увеличится.
На рисунке: Парк Стэнвил (Stanwell Park), Австралия.

Из личного опыта:
Со мной произошел забавный случай на пляже Rainbow в Австралии. Дюны, поросшие лесом, протяженностью несколько километров. После того, как я долетел до вершины дюн, я медленно поднялся над ними, затем меня подняло еще выше перед дюнами. На высоте ветер немного усилился, и я смог больше протянуть в сторону моря. В конце концов, я оказался над морем на высоте около 600 метров и на расстоянии около 400 метров от дюн. От этого полета у меня остались неизгладимые впечатления.

        Благодаря разложению векторов понятно, почему можно выпаривать в динамике перед горой. Тот, кто в сильный ветер над горой или еще хуже за горой вывалится из зоны подъема, потеряет восходящую составляющую.
        Он будет ощущать только горизонтальную составляющую, а она иногда больше, чем собственная скорость параплана. Дельтапланы имеют существенно больший диапазон скоростей и справятся с ситуацией. Парапланы же в этом случае летят спиной вперед, а в сильный ветер это всегда опасно.

Ларан (Laragne) (Франция) Рис.8.11  Пилот на переднем плане поступает правильно. Выпаривает над горой перед(!) вершиной. Пилот, на заднем плане, в тени, находится в затруднительном положении, т.к. ему только при большой удаче получится снова выбраться на наветренную сторону.
На рисунке: летное место: Ларан (Laragne) (Франция).

Из личного опыта:
Незабываемые впечатления я получил в самом начале своей летной жизни. Я высоко выпарил на отвесной горе в Южной Франции. В конце концов достигнув вершины, я решил развернуться. Конечно же там не было никаких потоков, а был только динамик. После разворота я оказался за вершиной и летел спиной вперед, но был еще на 100 метров выше. Я развернулся по ветру, в надежде пролететь над роторной зоной, но мне это не удалось. Затем последовало большое асимметричное сложение с огромным снижением. К счастью, на посадке было достаточно спокойно, иначе меня бы просто прибило. У подножия горы, с повышенным уровнем адреналина в крови я смог продолжить полет. Тот кто, пережил такое хотя бы раз, в будущем будет более осторожно летать в динамике. Человек намного лучше учится всему на собственном опыте, однако я надеюсь, что не каждому это придется испытать на себе. Чертовски важно оставаться перед горой во время полетов в динамике!

траектория наилучшего подъема

Рис.8.12  Наилучший подъем с самой темной стороны облака. На рисунке показана траектория наилучшего подъема. Как это определить? Если наилучший подъем находится не над горой, то его можно найти ниже вершины на еще большем расстоянии от горы. На рисунке: посадка на вершине в Медунос (Medunos) (Италия).

Совет:
Облака над стартом могут играть роль «крышки», уменьшая таким образом пространство для ветра, что приводит к его усилению. Если облака разойдутся, ветер ослабнет.


в начало


Безопасное расстояние при полете в динамике

график         Летая в динамике, следует соблюдать безопасное расстояние и высоту. У отвесной скалы это расстояние меньше, чем у пологого склона. Каждый пилот, летая в динамике, должен всегда учитывать, что его может просадить. Если склон достаточно крутой, то у него будет больше запас высоты, чем на пологом.

Рис.8.13  Безопасное расстояние от склона может быть очень маленьким, если ветер слабый и ровный.
На рисунке: склон с динамиком вАлмериме ( Almerima), Испания.



в начало


Распознавание и использование термиков при полете в динамике

        При полетах в динамике пилот не может подняться существенно выше самой высокой точки поверхности. Если он хочет все же набрать высоту, то должен найти термик. Как его распознать?
        Сначала пилот должен набрать максимальную высоту в динамике. Затем он должен определять протяженность динамика. Для этого он летит вдоль склона до тех пор, пока есть подъем. Это очень важно определить. Если ему удастся обнаружить поток, то в этом месте зона динамика будет шире!
        Если, летая в динамике, пилот попадет в поток, то подъем будет значительно лучше, чем в других местах. Это самый первый признак потока. Теперь он должен полететь под углом 90° от склона, если подъем не будет ослабевать, то пилот сможет вылететь из зоны динамика!
        Лучше всего в динамике поток обрабатывать восьмерками, но при этом петли должны быть достаточно маленькими, чтобы можно было все время оставаться в зоне наилучшего подъема.
        Опасность спирали у склона состоит в том, что можно влететь в склон по ветру.

Отличная гора

Рис.8.14   Отличная гора для парения в динамике, о наличии потоков пилот может узнать по облакам. Но как их найти? Восходящие потоки соединяются друг с другом там, где поток поднимается высоко. Там он становится шире и расстояние от горы увеличивается.

Бассано (Bassano) Рис.8.15  Как только пилот почувствует значительное усиление подъема при полете в динамике, то он сделает один разворот от горы. Если подъем не ослабнет, в отличие от обычной ситуации в динамике, то значит, пилоту удалось найти поток. Если ветер слабый, то пилот отлетит от склона на такое расстояние, чтобы спокойно обкручивать поток и при этом не влететь в склон. Если ветер сильный, то он будет обрабатывать поток маленькими восьмерками в зоне динамика, высоко над склоном. Над горой он будет обрабатывать поток таким образом, чтобы оставаться перед хребтом на случай, если он вдруг вывалится из потока. Если он продолжит набирать высоту, то он сможет летать в центре потока.
На рисунке: Летное место Бассано (Bassano).

        Далее пилот должен лететь в слабом подъеме от горы до тех пор, пока подъем не прекратится. После этого нужно сделать оборот, но так, чтобы закончить его над или перед вершиной (а не за ней). При следующем обороте снова сначала с набором высоты немного протянуть против ветра от вершины. То, что пилот не сразу сносится с потоком за гору, дает следующее преимущество. Во-первых, он все время летает с наветренной стороны потока. Во-вторых, если он вывалится из термика, то ему будет проще перед горой снова попасть в поток, чем если бы он вывалился в роторе. При сильном ветре следует отказаться от разворотов над горой, т.к. очень просто оказаться в роторной зоне.

Совет:
Для особо чувствительных индивидуумов следует заметить: иногда, летая в динамике, можно почувствовать теплый воздух потока.

Совет:
Поток в динамике в верхней части горы следует центровать дальше от склона. Сильные потоки сносятся меньше, чем слабые! Если поток слабый, то следует подождать, пока сформируется сильный. При ветре более 20 км/ч обрабатывать слабый поток над горой будет очень опасно.

Из личного опыта:
В слабом динамике я обрабатываю поток в спирали, если его диаметр достаточно большой. Например, диаметра 70 метров достаточно, чтобы при слабом ветре сделать полный разворот у горы. Для дельтапланов требуется больший диаметр. В спирали поднимает лучше, чем если летать восьмерками. В сильный ветер я никогда не делаю спираль у горы, т.к. и так можно быстро набрать высоту.


в начало


Какой должен быть ветер для полетов в динамике?

Гордон (Gourdon) (Франция)

Рис.8.16  Перед отвесными скалами достаточно ветра 5км/ч для того чтобы держало. Чем положе гора, тем сильнее должен быть ветер. На рисунке: Гордон (Gourdon) (Франция). Ветер слишком сильный, такой может сдуть и без параплана.


        В Valle de Abdalajis (Испания) есть старт прямо перед отвесной стеной. Перепад высот сотавляет 250 метров. Большинство пилотов не стартует в слабых условиях, т.к. они полагают, что тут же окажутся на земле. Однако при ветре 5 км/ч у отвесного склона образуется восходящий поток со скоростью подъема 5 км/ч! Это составляет около 1,4 м/с, что вполне достаточно для сверхлегких летательных аппаратов, чтобы медленно, но уверенно набрать высоту. Чем положе гора, тем сильнее должен быть ветер для образования динамика.

Из личного опыта:
На горе Brauneck в Lenggries я могу стартовать на север и на юг. Южный старт достаточно пологий, и для образования динамика здесь требуется ветер около 30 км/ч. Северный старт наоборот достаточно отвесный, и для того, чтобы удерживаться в воздухе, достаточно ветра 15 км/ч.


в начало


Маршрутный полет в динамике

        В динамике можно пролететь несколько километров. Для этого нужно сделать следующее: набрать на горе максимальную высоту и затем сделать круг в сторону долины таким образом, чтобы не попасть в роторную зону за горой, см. рис. 8.20. Затем снова подлететь с наветренной стороны к самой широкой и отвесной горе в долине.
        На треке на рис.8.18 это очень хорошо видно. В динамике можно летать маршруты только при сильном ветре, однако нужно избегать роторных зон, так как при таких условиях они достаточно широкие и турбулентные.
        На единых склонах гор, длинных рифах или дюнах можно летать маршруты совершенно безопасно.

Plage Blanche

Рис.8.17.  На этой дюне „Plage Blanche" высотой всего 30 метров, самой высокой дюне в Марокко, пилоты при ветре 25 км/ч могут летать 5 километровые маршруты. Маршрутный полет для гурманов. Никакой турбулентности и повсюду места для посадки.

Алхеро (Alghero)

Рис.8.19.  В Сардинии, в лётном месте Алхеро (Alghero), в бризе можно легко пролететь небольшой маршрут.

Гаильталь (Gailtal)

Рис.8.18  Маршрутный полет в динамике в Гаильталь (Gailtal), из Обертиллиах в Силлиан. Местный восточный ветер дул со скоростью около 25 км/ч. На старте было достаточно жестко, а с наветренной стороны были условия для полетов в динамике.

Силлиана (Sillian)

Рис.8.20  Во время маршрутных полетов в динамике следует непременно облетать подветренную сторону склонов. Пилот, который покидает точку «А», не полетит по прямой к точке "В", а сделает большой крюк через склон, на котором есть динамик. Там, снизу, в динамике он наберет высоту до точки «В», Используя эту тактику, он пролетит весь маршрут до пунктов «С», «D» и дальше. На рис. Вблизи Силлиана (Sillian), вид на долину Гаильталь (Gailtal) (Австрия).


в начало


Динамик от облаков

парениe у облаков

Рис.8.21  Особенности парения у облаков: усиление ветра на уровне базы облаков и нестабильный слой воздуха на больших высотах. Сравни силу потоков на рис. 1.35. Облака на рисунке слишком большие. Возможно, перед ними можно будет летать в динамике. Однако в этом случае база облаков находилась слишком высоко, и не один пилот не пробовал осуществить эту затею.

        Большое кучевое облако будет являться препятствием для усиливающегося высотного ветра. Чтобы долететь в этих условиях до кромки облака, пилот должен повернуть к его наветренной стороне. Именно там под облаком будет наилучший подъем. Если ему это удалось, то он сможет выпаривать перед облаком в динамике, как у склона горы. Тот, кому удалось хотя бы раз это испытать, не скоро забудет свои впечатления. Это действительно незабываемо.
        Правило полетов в контролируемом воздушном пространстве определяет расстояние от облака. В неконтролируемом воздушном пространстве оно звучит так: полёт вне облака.

Из личного опыта:
На соревнованиях в Vogesen (Франция) образовалось большое, высотой около 1000 метров облако с ровной кромкой. Следующий ППМ был за облаком. Многие пилоты выпаривали в динамике перед облаком и облетали его с большим запасом высоты. Пилоты, которые пролетали под облаком на сложенных ушах, приходили на ППМ на 1000 метров иже.





Гордон (Gourdon) (Франция)

Рис.8.22  При полете в динамике перед облаком следует выкручивать с наветренной стороны до базы и затем на небольшом расстоянии от облака набирать высоту в динамике.

Teba (Испания)

Рис.8.23.  В Teba (Испания) на краю холма с динамиком расположены руины. Прямо перед башней можно набрать самую большую высоту.

Орел

Рис.8.25.  Эти птицы с их черным оперением - искусные парители в динамике.

Медуно (Meduno) (Италия)

Рис.8.24  Вечернее парение в динамике до самого заката солнца в Медуно (Meduno) (Италия) впечатляет так же, как хороший маршрутный полет.


в начало       следующая глава





Оглавление