Оглавление

Burkhard Martens "Thermikbuch"

глава 4
      Облака

Возникновение и распад облаков
Степень облачности
Зона наилучшего подъема под облаками
Опасность, которую таят в себе облака
Грозовой фронт
Как уйти от облака
Углубления в нижней части облака
Углубления в инверсии
Определение размера облака
Определение расстояния до облака
Полеты при большом количестве облаков
Улицы облаков в горах
Полет "дельфином" по улице облаков
Улицы облаков на равнине
Что еще нам могут сказать облака?

        Облака, раньше, когда я хотел позагорать, для меня были помехой. Став пилотом, я посмотрел на облака другими глазами. По сей день кучевые облака приводят меня в восторг. Когда я их вижу и при этом не нахожусь в воздухе, у меня возникает непреодолимое желание полетать под этими указателями потоков.


Возникновение и распад облаков

        Эти так горячо любимые вестники хорошей погоды, кучевые или термичные облака состоят из мельчайших капель воды. Капли тяжелее воздуха. Почему же тогда они не падают вниз?
        Кратко о зарождении: Солнце прогревает землю, которая в свою очередь нагревает воздух. Воздух расширяется, становится легче и начинает подниматься вверх. Во время подъема воздух охлаждается примерно на 1 градус Цельсия каждые 100 метров. Охлаждение происходит в первую очередь из-за расширения воздуха, а не из-за его перемешивания с окружающим холодным воздухом.

график Рис. 4.01  Количество влаги, которую может впитать воздух, зависит от температуры. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги воздух может впитать. Воздух опускается в зоне антициклона, вместе с ним опускаются облака. Воздух нагревается, и облака начинают разваливаться. Кубический метр воздуха, температура которого 10 градусов Цельсия, может вмещать 10 грамм воды.

       Сравните: если качать насосом воздух, он нагревается. Это знает каждый. То же самое происходит в обратном порядке. Если воздух расширяется, он охлаждается. Это называется адиабатическим эффектом. Проще говоря, процесс происходит без теплообмена и без смешивания с окружающим воздухом. Поднимающийся воздух так же содержит в себе влагу, впитанную у поверхности земли. Чем холоднее воздух, тем меньше влаги он может в себя впитать (см. график 4.1). Воздух поднимается до точки росы, там влага начинает конденсироваться, и образуется облако. Процесс продолжается до тех пор, пока облако подпитывается теплым воздухом, который и снабжает облако влагой.
        В зоне антициклона воздух опускается вниз. Это снижение происходит со скоростью несколько см/с. Потоки поднимаются вверх со скоростью порядка м/с. Стекание воздуха приводит к медленному опусканию облаков, как только потоки становятся слабее. С другой стороны, это приводит к тому, что воздух под всё возрастающим давлением начинает нагреваться. Более теплый воздух впитывает больше влаги, и облака начинают разваливаться. В итоге солнце продолжает светить, образуются новые потоки, которые учавствуют в зарождении облаков.

в начало


Степень облачности

        Степень облачности рассчитывается метеорологами и указывается в восьмых долях от 0/8 (безоблачно) до 8/8 (небо затянуто облаками). В сводках погоды используются следующие обозначения:
0/8Безоблачно
1-2/8Ясно
3/8Легкая облачность
4-6/8Облачно
7/8Сильная облачность
8/8Небо затянуто облаками

легкая облачность Рис. 4.3  На небе легкая облачность (3/8), Пусnераль (Pusteral), Австрия.
Вид на Доломиты.














в начало


Зона наилучшего подъема под облаками

        Когда пилот летит на большой высоте, он может ориентироваться по облакам и определять где подъем лучше. Как правило, поток сильнее в наиболее плотной части облака. Вблизи у облака его плотная часть кажется еще и более темной. Пилот должен таким образом подлететь к облаку, чтобы сразу оказаться в зоне его наилучшего подъема. При этом следует учитывать высотный ветер. Обычно наилучший подъем можно найти с наветренной стороны облака.

Облако Рис. 4.4  Облако движется в ту сторону, где его часть больше. В этой части вы найдете максимальный подъем с наибольшей вероятностью.

Замечание:
На равнине очень часто образуются улицы облаков. Если пилот на большой высоте улетает от облака, то, вероятнее всего, он найдет следующий поток по направлению ветра. Это также можно определить по облакам. Точно также формируются и голубые термики. Если же необходимо лететь с боковым ветром, то лучше довернуть на 90 градусов к следующему потоку, чем просыпаться между двумя потоками.

На улице облаков Рис. 4.5  На улице облаков есть плотные темные участки, там подъем сильнее всего. Пилот дельтаплана, вероятно, обнаружил зону наилучшего подъема, и теперь летит туда.










Облако

Рис. 4.6  Наилучший подъем с самой темной стороны облака.

Кучевое облако Рис. 4.7  Кучевое облако, изогнутое ветром. Ветер дует справа. Наилучший подъем можно найти с наветренной стороны облака. Пилоту следует подлетать к облаку справа, если это возможно. Таким образом он не попадет под поток (слева), в зону сильного снижения.

Замечание:
На маршруте к облаку подлетают по ветру. Если пилот полетит к облаку против ветра, то он попадет в него с подветренной стороны. Иногда в поисках потока, лучше облететь подветренную сторону облака, сделав крюк. В этом случае вы потеряете меньше высоты, чем при прямолинейном полете.




космы Рис. 4.8  В левой части облака образовались космы, скоро оно распадется. Если где и можно найти восходящий поток, то справа.

Иногда ветер на высоте стихает. В этом случае наилучший подъем будет в зоне изменения силы ветра. Космы под облаком - это зона наихудшего подъема, а при распаде облака - зона сильного снижения. При этом с другой стороны облака может быть хороший подъем! К сожалению, эти космы не часто удается заметить.











в начало


Опасность, которую таят в себе облака
Парапланеристы и дельтапланеристы не должны залетать в облака, но иногда это происходит намного быстрее, чем кажется. К этому склонны неопытные пилоты, которых маршрутный полет приводит в эйфорию, и они совершенно не беспокоятся, подлетая к кромке облака.

        Проблемы:

Гроза Рис. 4.11  Если над пилотом сверкнула молния, то он совершил ошибку. Если учесть тот факт, что гроз избегают даже пассажирские самолеты, то становится совершенно ясно: у пилотов парапланов или дельтапланов в случае попадания в грозу будут большие проблемы.

        Чем больше облако, тем больше опасность, которую оно таит в себе. Развитие грозового облака следует предвидеть заранее. Например: база облаков находится на высоте 2500 метров, а на высоте 5000 метров л ежит толстый слой инверсии. Значит, облако может расти до высоты 5000 метров, т.е. это будет достаточно большое облако. Тому, кто подлетит к нему, оно снизу будет казаться черным и очень опасным.
кучевые облака

Рис. 4.9  Гигантские кучевые облака. Очень большая вероятность того, что облако может засосать. Нужно вовремя пролететь над хребтом.

завихрения

Рис. 4.10  Облака такие же как на рис.4.9 только с большего расстояния. Тот кто подлетит под эти облака, увидит их такими же, как на рис.4.9. Такие облака могут очень быстро стать грозовыми.

        Под облаком и в облаке скорость подъема может увеличиться вдвое. Почему это происходит? При конденсации выделяется много энергии. Эта энергия позволяет воздуху подниматься быстрее. Более подробно этот вопрос рассмотрен в главе 9. К примеру, если пилот набирал высоту в потоке со скоростью 6 м/с, то, как только он приблизится к кромке облака, его подъем может увеличиться до 12 м/с или даже больше. В этом и состоит главная проблема. Самый эффективный способ сброса высоты в потоке на параплане - это глубокая спираль. Однако в сильном потоке крутить спираль значительно сложнее, чем в спокойном воздухе! На дельтаплане почти невозможно достичь такой большой скорости снижения. график
        Широкие и вместе с тем большие (но не высокие!) облака, как правило, не засасывают. Облака, которые вырастают высотой более 1000 метров, следует запоминать. Они очень быстро могут превратиться в грозовые. Планерам иногда удается облететь грозовые облака, тогда как у парапланов и дельтапланов нет никаких шансов это сделать.

Рис. 4.12  Широкие термичные облака. Они совершенно не опасны. Под ними находятся хорошие потоки. Однако тому, кто подлетает под них в центре, они кажутся совсем черными. Эти облака могут сосать.

Замечание:
Чем ближе пилот подлетает к облаку, тем ближе к его краю он должен лететь и лучше всего с наветренной стороны. Если он летает в горах, и база облаков находится ниже хребта, то следует лететь по той границе облака, которая ближе к долине. Если облако начнет засасывать пилота, он сможет сразу из него вылететь, см. рис.1.35.

в начало


Грозовой фронт

        Гроза предупреждает о своем приходе. Как маленький холодный фронт, холодная масса воздуха у земли несется во всех направлениях и поднимает окружающий воздух. Гроза

Рис. 4.13  Гроза протяженностью 30 км в Бассано (Италия) распространяет холодный воздух. В этот день был сильный шквалистый ветер. Самые смелые пилоты летали спиной вперед со скорость 10км/ч и могли убиться при ветре почти 50км/ч.

        Шквал может распространяться на расстояние до 30 км. Даже маленький ливень из большого кучевого облака является причиной маленького холодного фронта у земли. Этот холодный воздух подтекает под теплый воздух, лежащий у земли, и поднимает его вверх (как при холодном фронте, только в меньшем масштабе), таким образом, могут образовываться широкие потоки. Хорошо звучит! Только тому, кто находится в это время в полете, угрожает большая опасность, если он попадет в турбулентность от этого минифронта.
кучевые облака

Рис. 4.14  Такие широкие кучевые облака, местами выливающиеся дождем, бывают причиной шквалистого ветра, как на рис. 4.13. Они вырастают не так высоко, но все равно достаточно опасны.

пилот

Рис. 4.16  Это пилот тянул до последнего. Ему повезло, шквал был достаточно слабым.

Рис. 4.15  Огромные кучевые облака на закате - это неповторимый театр природы. облака на закате

облака на закате

Рис. 4.17  Красивая башня из кучевых облаков, которую достаточно редко можно увидеть. Она говорит об очень большой вероятности образования грозы в течение дня. Но когда разовьется гроза, через час или через 5 часов, определить нельзя. Следует наблюдать за последующим развитием облаков. В ситуации, изображенной на фото, еще можно спокойно летать маршруты.

в начало


Как уйти от облака

        Каждый пилот должен внимательно следить за тем, чтобы не оказаться вблизи у кромки облака. Если пилот находится на большой высоте под облаком, ему нужно постоянно следить за тем, что происходит в небе. Определить расстояние до облака не так-то просто. Если пилот не уверен, насколько далеко он находится от кромки облака, ему следует лететь к наветренной стороне облака. Если же он уверен, что находится достаточно далеко от кромки, то может продолжать набирать высоту. Нужно быть очень внимательным, подлетая к облаку. Необходимо постоянно накапливать знания об облаках. Гроза

Рис. 4.18  Под такими большими облаками пилот должен все время контролировать расстояние до кромки облака.

        Если же пилот, несмотря на все предостережения, подлетел близко к кромке темного, плотного облака, ему нужно немедленно лететь к краю облака. Если он летит на параплане, ему следует сложить уши и выжать акселератор, чтобы увеличить скорость снижения. Если это не помогает, то нужно сделать В-срыв или глубокую спираль, и удерживать ее до тех пор, пока он не потеряет около сотни метров. Но летать у края облака можно будет только на сложенных ушах и при выжатом акселераторе.

Гроза

Рис. 4.19  При сильном подъеме под засасывающим облаком пилоты на парапланах могут сложить уши и выдавить акселератор, а дельтапланеристы тянут бар на себя.

        Если под облаком много пилотов, каждый должен следить за тем, чтобы не столкнуться с другими пилотами.
        Для пилотов дельтапланов все намного проще, они могут сильно ускориться и поэтому хорошо контролируют дистанцию. Хотя, как только дельтапланерист попадает в облака, он так же, как и парапланерист, теряет ориентацию. В этом случае нужно лететь к краю облака на максимальной скорости и надеяться, что все будет хорошо. А в следующий раз нужно быть более осторожным!



в начало


Углубления в нижней части облака

        На рисунке 4.20 можно заметить углубление в нижней части облака. Такие углубления могут достигать 150 метров. Они образовываются из-за задержки конденсации при сильных потоках. Если пилот подлетит в этом месте близко к облаку (это запрещено в контролируемом воздушном пространстве) и заранее не сбросит высоту, то улететь оттуда он сможет только сквозь облако. Такие углубления можно встретить у больших кучевых облаков.

Под кромкой

Рис. 4.20   Под кромкой больших кучевых облаков, которые питают сильные потоки, иногда образуются углубления. Дельтапланерист знает, что в этом месте можно найти очень сильный подъем и летит туда.

Замечание:
Углубление в облаке говорит о том, что там очень сильный подъем. Однако в этом потоке не следует набирать высоту до самой кромки облака.




в начало


Углубления в инверсии

Углубления в инверсии

Пилоты, которые часто летают маршруты в долине, знают что вдень голубых термиков образуются углубления в инверсионном слое. Сильный поток продавливает инверсионный слой, и чем влажнее и грязнее воздух наверху, тем лучше видно эти углубления. Чем выше летит пилот, тем легче ему распознать эти углубления в инверсионном слое. На рисунке 1.17 можно увидеть инверсионный слой.

Рис. 4.21   В дни голубых термиков в инверсионном слое образуются углубления. Они показывают потоки.



в начало


Определение размера облака

Тени от облаков

        Когда пилот находится очень высоко, он не может увидеть протяженность облака. В этом случае ему могут помочь тени от облаков на поверхности земли. Если в тени от облака есть отверстия, это значит, что облако почти развалилось, и пилоту не следует к нему лететь.


Рис. 4.22  Тени от облаков помогают пилоту получить информацию об облаке.
На фото: летное место Фиш (Fiesch), (Швейцария).


Замечание:
Иногда кажется, что некоторые пилоты находятся уже над долиной, тогда как они набирают высоту на небольшом расстоянии от склона. Большинство пилотов, если их спросить, скажут, что пилот скорее всего находился с другой стороны. Нужно постоянно тренировать свои глаза. И с опытом вы сможете значительно лучше определять расстояние между предметами. Сможете быстрее найти то место, где хорошо набирали другие пилоты.


в начало


Определение расстояния до облака

        По теням от облаков можно также сделать вывод о расстоянии между ними. Но при этом нужно учитывать высоту, на которой находится облако, и месторасположение солнца. Чем чище воздух, тем ближе кажутся облака. Это очень хорошо знают жители Мюнхена. Часто, когда на высоте дует сильный ровный ветер и воздух очень прозрачный, кажется, что горы находятся у ворот города.
Тени от облаков

Рис. 4.23  Тени от облаков помогают определить расстояние между облаками. Оба облака одинаково далеко расположены от пилота. Пилот увидел тени от облаков и попробовал определить расстояние от себя до облаков. Чем выше находятся облака, тем дальше друг от друга расположены тени от них, и кажется, что облака расположены еще дальше. Чем ниже опускается солнце, тем сильнее этот эффект.

завихрения

Рис. 4.24  Расстояние между низкими облаками очень легко определить по их теням на земле.

в начало


Полеты при большом количестве облаков

Если в небе много облаков - это еще вовсе не значит, что много потоков. Если стекающая инверсия слабая, то для распада облаков требуется много времени. Неактивные облака или "мертвые", еще долго остаются в воздухе. При влажном воздухе распад облака длится достаточно долго.
        В этом случае очень сложно определить активное облако, под которым можно найти поток.
Облака Облака

Рис. 4.25, 4.26  В небе образовалось много облаков. К сожалению, под многими из них уже нвт потоков. Намного проще летать, когда кучевое облако сразу же начинает распадаться, как только перестает быть активным.


в начало


Улицы облаков в горах

Углубления в инверсии

        Бывает, что в горах с южными склонами над хребтом образуются улицы облаков. Над всем горным хребтом потоки поднимаются очень высоко. Пилот радуется, когда видит большую или не очень большую улицу облаков, где он почти везде может найти поток.

Рис. 4.27  Впечатляющая улица облаков в Валлис (Waliis), (Швейцария). На каждом склоне, освещаемом солнцем, образуется поток. Каждый поток образует облако. В долине совсем безоблачно!



в начало


Полет "дельфином" по улице облаков

        Стиль "дельфина" означает, что можно лететь, делая большие скоростные переходы. Конечно же пилот летит только прямо. Иногда быстро, иногда медленнее, но как определить, когда с какой скоростью нужно лететь? Это действительно искусство.
        Если пилот находится под кромкой облака, он летит быстрее, чтобы увеличить скорость снижения и не оказаться в облаке. Если расстояние до кромки облака достаточно большое, то пилот летит медленнее, чтобы, уменьшить свою скорость снижения. Он должен таким образом регулировать свою скорость, чтобы все время оставаться в зоне наилучшего подъема на одной и той же высоте, как правило, небольшой по отношению к кромке облака.
        Планеристы применяют стиль "дельфина" при полетах в волновых потоках. Таким образом был установлен мировой рекорд-3000 км.

Улица облаков

Рис. 4.28  На улице облаков пилоты находятся в зоне наилучшего подъема. Под стилем "дельфина" подразумевается максимально быстрый попет без обработки потоков. Под такими улицами облаков это происходит следующим образом: под самыми темными областями облаков, где самый лучший подъем, следует летать с наименьшим снижением, т.е-медленно, (на параплане можно слегка поджать клеванты)- Как только пилот приближается к кромке облака, он сразу же начинает ускоряться, чтобы сохранить необходимую высоту, иногда для этого нужно сложить уши. Если он начинает терять высоту, то он снижает свою скорость. На маршруте при отсутствии потоков пилот должен лететь на максимальном качестве. Если пилот оказывается в зоне более сильного снижения, ему нужно слегка выдавить акселератор. Как только он оказывается в потоке, он не обрабатывает его, а просто летит прямо в зоне наилучшего подъема. Если расстояние до кромки облака немного увеличилось, то пилот центрует поток, чтобы набрать необходимую высоту, и продолжает дальше лететь в стиле "дельфина".


в начало


Улицы облаков на равнине

        Улицы облаков на равнине образуются по разным причинам и создают наилучшие условия для маршрутных полетов на равнине.

Условия образования::

        При наличии этих условий, расстояние между улицами облаков будет равняться 2,5 - 3 высотам конвекционного слоя. Если, например, высота конвекционного слоя равна Зкм, то пилот сможет найти следующую улицу облаков, только через 7-9км. Такие улицы облаков образуются, как правило, параллельно ветру.

улицы облаков

Рис. 4.29  План полета (красная стрелка) по улице облаков будет выглядеть, как показывает зеленые стрелки. Если же на улице облаков образуются большие промежутки, то следует лететь к другой улице облаков.
        Всегда, когда промежутки между облаками больше, чем расстояние до следующей улицы, целесообразнее лететь к другой улице облаков.






Замечание:
Две вещи для улучшения тактики полета:


        При наличии этих условий, расстояние между улицам облаков будет равняться 2,5 - 3 высотам конвекционного слоя. Если, например, высота конвекционного слоя равна Зкм, то пилот сможет найти следующую улицу облаков, только через 7-9км. Такие улицы облаков образуются, как правило, параллельно ветру.

в начало


Что еще нам могут сказать облака?

        Наблюдение за облаками является одной из важнейших частей полета. Кроме опасности, которую они представляют, облака содержат в себе очень много информации.

ветер

Рис. 4.30  Не всегда направление ветра видно так хорошо, как на этой фотографии.




Рис. 4.31   Следующие фотографии сделаны с промежутком в две секунды. По верхушкам деревьев можно определить насколько сместилось облако. Дует слишком сильный ветер, при котором нельзя летать. Если у земли в это время штиль, значит, ветер еще не дошел до земли. По смещению облаков можно определить направление и силу ветра.



Смещение облаков














Определение ветра

Рис. 4.32  Кучевые облака растут в ширину во всех направлениях. Если пилот рассматривает только часть облака, то он неверно определит направление ветра! По широким облакам нельзя определить направление ветра. Его можно определить только по перемещению облаков.

Замечание:
Натренируйте свои глаза на образование облаков. В полете, как только вы увидите клочки облака, попробуйте определить, развивается это облако или же оно уже распалось. Понаблюдайте за этим облаком и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.

ветер

Рис. 4.33  В хороший термичный день образуются облака, долго радуют глаз и затем распадаются. Образующиеся и распадающиеся облака - рваные. Хорошее кучевое облако имеет ровную кромку. Если же на небе только рваные облака, значит ветер достаточно сильный. Условия для маршрутных полетов в такие дни - плохие, кроме того, из-за сильной турбулентности летать в такие дни опасно.












клочки облаков

Рис. 4.34  В хороший термичный день между 8.00 и 9.00 в небе начинают образовываться маленькие клочки облаков. Если уже в 7 часов в небе много кучевых облаков, значит день очень нестабильный и не подходит для больших маршрутных полетов. После полудня пилоты смогут летать под переразвивитыми облаками, правда при этом следует быть осторожным.







долинный ветер

Рис. 4.35  В дни с хорошей термичной погодой, когда образование облаков идет по обычной схеме: поток - облако, все понятно. Но ведь это еще и означает, что где нет облака, там нет потока. Например, над всем хребтом образовались облака и вдруг в каком-то месте облаков нет, значит эту часть обдувает ветер (долинный ветер). На маршрутах с такими разрывами между потоками очень важно набирать максимальную высоту, чтобы была возможность пересечь такие участки. Если же вас просадит до места, где ветер обдувает часть склона, ваша скорость снижения увеличится еще больше. Бывает так, что лучше больше не искать поток, а пересечь долину и там выпаривать в динамике у склона.


вдоль хребтов

Рис. 4.36  Полеты в стиле "дельфина" возможны не только на улицах облаков. Можно очень плавно лететь вперед по прилегающим хребтам.

ветер

Рис. 4.37  Каждый пилот должен уметь "привязывать" облако к поверхности земли. Таким образом, через некоторое время он уже сможет определить место, где сходят потоки.

Замечание:
Можно наблюдать за облаками с земли, когда вы лежите на солнце, когда смотрите на небо из окна вашего офиса - это очень интересно, и, кроме того, полезное времяпрепровождение. Когда вы находитесь на земле, у вас есть много времени, чтобы проследить за жизненным циклом облаков. За какой промежуток времени облако успевает родиться и умереть? Сколько потребуется времени, чтобы на этом же месте снова образовалось новое облако? См. рис.1.42












потоки

Рис. 4.38  Если пилоты улетят отсюда, будет очень сложно определить, как далеко они находятся. По опыту могу сказать, что предметы расположены ближе, чем кажется. Чем точнее сможет пилот определять расстояние до предметов, тем лучше он сможет находить потоки, в которых набирают другие пилоты.







долина Отцтальс

Рис. 4.39  Последние потоки в 9 часов вечера на северо-западных склонах термически активной долины Отцтальс (Oetztals) Тироль, (Австрия)












турбулентность

Рис. 4.40  Турбулентность, создаваемая облаками. Слева и справа облако закручивается влево как в роторе.



Замечание:
У многих облаков продолжительность жизни одинаковая. Как только пилот оказывается под кромкой облака и решает идти на переход, очень важно лететь к облаку, которое находится в стадии развития. Лучше всего туда, где только показались первые клочки облака, т.к. потребуется несколько минут, чтобы долететь до места, где есть поток. Раньше я всегда летел только к большим красивым кучевым облакам, которые уже давно сформировались, и к своему разочарованию понимал, как только подлетал к облаку, что оно уже распадается. В итоге я находил только сильный нисходящий поток. Очень важно при обработке потока наблюдать за развитием окружающих облаков еще до того (!), как вы оказались под кромкой облака. Если вы уже находитесь достаточно высоко и видите только что образовавшееся облако, в большинстве случаев целесообразнее всего лететь к нему. Шанс, что вы найдете там хороший поток, достаточно велик. Красивая кромка облака говорит о его большой продолжительности жизни. Это значит, что его образовал не пузырь восходящего воздуха, а столб восходящего воздуха, который постоянно питает это облако. В течение длительного времени под этим облаком можно будет найти хороший подъем.

турбулентность

Рис. 4.42  Поток в роторе. Ветер деформировал облако. Очень хорошо заметен подветренный ротор.

завихрения

Рис. 4.41  Параплан сушат после приземления на воду. Приятное занятие в сильный ветер.
О сильном ветре говорят облака на заднем плане.

турбулентность

Рис. 4.43  В долине Иннталь (Inntal), (Австрия) при северном ветре очень турбулентно. Северное направление ветра можно определить по облакам, которые смещаются на юг. Если образовались такие большие облака, то можно легко просыпаться, т.к. многие места, с которых сходят потоки, находятся в тени. Северный ветер сдувает облака к южным склонам, поэтому склоны затенены.

завихрения

Рис. 4.44  Если воздух очень нестабилен, то, несмотря на затянутое небо, есть потоки и кучевые облака. Фото сделано во время чемпионата Баварии в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Через час после этого развилась гроза.

турбулентность

Рис. 4.45  Как подлететь к этому облаку? Справа солнце освещает склон, там образуются потоки. Высотный ветер смещает облака влево. Оба признака говорят о том, что к облаку нужно подлетать справа.

завихрения

Рис. 4.46  Впечатляющий вид с подветренной стороны вершины Адаме (Шри-Ланка). С наветренной стороны конусообразных гор дует ветер со скоростью около 35 км/ч. С подветренной стороны, благодаря конденсации, можно наблюдать нисходящие потоки и ротор. Ветер дует под углом 200 градусов к вершине горы, сравни рис. 8.3.

турбулентность

Рис. 4.44  Холодный фронт идет через перевал. Все происходит очень быстро, его станет видно, когда он окажется над перевалом. Сразу же в воздухе станет опасно. А через десять минут на земле уже будет дуть шквалистый ветер со скоростью 70 км/ч.





в начало       следующая глава





Оглавление