0/8 | Безоблачно |
1-2/8 | Ясно |
3/8 | Легкая облачность |
4-6/8 | Облачно |
7/8 | Сильная облачность |
8/8 | Небо затянуто облаками |
Рис. 4.3 На небе легкая облачность (3/8), Пусnераль (Pusteral), Австрия.
Вид на Доломиты.
в начало
Зона наилучшего подъема под облаками
Когда пилот летит на большой высоте, он может ориентироваться по облакам и определять где подъем лучше. Как правило, поток сильнее в наиболее плотной части облака. Вблизи у облака его плотная часть кажется еще и более темной. Пилот должен таким образом подлететь к облаку, чтобы сразу оказаться в зоне его наилучшего подъема. При этом следует учитывать высотный ветер. Обычно наилучший подъем можно найти с наветренной стороны облака.
Рис. 4.4 Облако движется в ту сторону, где его часть больше. В этой части вы найдете максимальный подъем с наибольшей вероятностью.
Замечание:
Рис. 4.5 На улице облаков есть плотные темные участки, там подъем сильнее всего. Пилот дельтаплана, вероятно, обнаружил зону наилучшего подъема, и теперь летит туда.
Рис. 4.7 Кучевое облако, изогнутое ветром. Ветер дует справа. Наилучший подъем можно найти с наветренной стороны облака. Пилоту следует подлетать к облаку справа, если это возможно. Таким образом он не попадет под поток (слева), в зону сильного снижения.
Замечание:
Рис. 4.8 В левой части облака образовались космы, скоро оно распадется. Если где и можно найти восходящий поток, то справа.
Иногда ветер на высоте стихает. В этом случае наилучший подъем будет в зоне изменения силы ветра. Космы под облаком - это зона наихудшего подъема, а при распаде облака - зона сильного снижения. При этом с другой стороны облака может быть хороший подъем! К сожалению, эти космы не часто удается заметить.
На равнине очень часто образуются улицы облаков. Если пилот на большой высоте улетает от облака, то, вероятнее всего, он найдет следующий поток по направлению ветра. Это также можно определить по облакам. Точно также формируются и голубые термики. Если же необходимо лететь с боковым ветром, то лучше довернуть на 90 градусов к следующему потоку, чем просыпаться между двумя потоками.
На маршруте к облаку подлетают по ветру. Если пилот полетит к облаку против ветра, то он попадет в него с подветренной стороны. Иногда в поисках потока, лучше облететь подветренную сторону облака, сделав крюк. В этом случае вы потеряете меньше высоты, чем при прямолинейном полете.
в начало
Рис. 4.9 Гигантские кучевые облака. Очень большая вероятность того, что облако может засосать. Нужно вовремя пролететь над хребтом. |
Рис. 4.10 Облака такие же как на рис.4.9 только с большего расстояния. Тот кто подлетит под эти облака, увидит их такими же, как на рис.4.9. Такие облака могут очень быстро стать грозовыми. |
Под облаком и в облаке скорость подъема может увеличиться вдвое. Почему это происходит? При конденсации выделяется много энергии. Эта энергия позволяет воздуху подниматься быстрее. Более подробно этот вопрос рассмотрен в главе 9. К примеру, если пилот набирал высоту в потоке со скоростью 6 м/с, то, как только он приблизится к кромке облака, его подъем может увеличиться до 12 м/с или даже больше. В этом и состоит главная проблема. Самый эффективный способ сброса высоты в потоке на параплане - это глубокая спираль. Однако в сильном потоке крутить спираль значительно сложнее, чем в спокойном воздухе! На дельтаплане почти невозможно достичь такой большой скорости снижения.
Широкие и вместе с тем большие (но не высокие!) облака, как правило, не засасывают. Облака, которые вырастают высотой более 1000 метров, следует запоминать. Они очень быстро могут превратиться в грозовые. Планерам иногда удается облететь грозовые облака, тогда как у парапланов и дельтапланов нет никаких шансов это сделать.
Рис. 4.12 Широкие термичные облака. Они совершенно не опасны. Под ними находятся хорошие потоки. Однако тому, кто подлетает под них в центре, они кажутся совсем черными. Эти облака могут сосать.
Замечание:
Чем ближе пилот подлетает к облаку, тем ближе к его краю он должен лететь и лучше всего с наветренной стороны. Если он летает в горах, и база облаков находится ниже хребта, то следует лететь по той границе облака, которая ближе к долине. Если облако начнет засасывать пилота, он сможет сразу из него вылететь, см. рис.1.35.
Рис. 4.14 Такие широкие кучевые облака, местами выливающиеся дождем, бывают причиной шквалистого ветра, как на рис. 4.13. Они вырастают не так высоко, но все равно достаточно опасны. |
Рис. 4.16 Это пилот тянул до последнего. Ему повезло, шквал был достаточно слабым. |
Рис. 4.15 Огромные кучевые облака на закате - это неповторимый театр природы.
Рис. 4.17 Красивая башня из кучевых облаков, которую достаточно редко можно увидеть. Она говорит об очень большой вероятности образования грозы в течение дня. Но когда разовьется гроза, через час или через 5 часов, определить нельзя. Следует наблюдать за последующим развитием облаков. В ситуации, изображенной на фото, еще можно спокойно летать маршруты.
Как уйти от облака
Каждый пилот должен внимательно следить за тем, чтобы не оказаться вблизи у кромки облака. Если пилот находится на большой высоте под облаком, ему нужно постоянно следить за тем, что происходит в небе. Определить расстояние до облака не так-то просто. Если пилот не уверен, насколько далеко он находится от кромки облака, ему следует лететь к наветренной стороне облака. Если же он уверен, что находится достаточно далеко от кромки, то может продолжать набирать высоту. Нужно быть очень внимательным, подлетая к облаку. Необходимо постоянно накапливать знания об облаках.
Рис. 4.18 Под такими большими облаками пилот должен все время контролировать расстояние до кромки облака.
Если же пилот, несмотря на все предостережения, подлетел близко к кромке темного, плотного облака, ему нужно немедленно лететь к краю облака. Если он летит на параплане, ему следует сложить уши и выжать акселератор, чтобы увеличить скорость снижения. Если это не помогает, то нужно сделать В-срыв или глубокую спираль, и удерживать ее до тех пор, пока он не потеряет около сотни метров. Но летать у края облака можно будет только на сложенных ушах и при выжатом акселераторе.
Рис. 4.19 При сильном подъеме под засасывающим облаком пилоты на парапланах могут сложить уши и выдавить акселератор, а дельтапланеристы тянут бар на себя.
Если под облаком много пилотов, каждый должен следить за тем, чтобы не столкнуться с другими пилотами.
Углубления в нижней части облака
На рисунке 4.20 можно заметить углубление в нижней части облака. Такие углубления могут достигать 150 метров. Они образовываются из-за задержки конденсации при сильных потоках. Если пилот подлетит в этом месте близко к облаку (это запрещено в контролируемом воздушном пространстве) и заранее не сбросит высоту, то улететь оттуда он сможет только сквозь облако. Такие углубления можно встретить у больших кучевых облаков.
Рис. 4.20 Под кромкой больших кучевых облаков, которые питают сильные потоки, иногда образуются углубления. Дельтапланерист знает, что в этом месте можно найти очень сильный подъем и летит туда.
Замечание:
Углубления в инверсии
Пилоты, которые часто летают маршруты в долине, знают что вдень голубых термиков образуются углубления в инверсионном слое. Сильный поток продавливает инверсионный слой, и чем влажнее и грязнее воздух наверху, тем лучше видно эти углубления. Чем выше летит пилот, тем легче ему распознать эти углубления в инверсионном слое. На рисунке 1.17 можно увидеть инверсионный слой.
Рис. 4.21 В дни голубых термиков в инверсионном слое образуются углубления. Они показывают потоки.
Для пилотов дельтапланов все намного проще, они могут сильно ускориться и поэтому хорошо контролируют дистанцию. Хотя, как только дельтапланерист попадает в облака, он так же, как и парапланерист, теряет ориентацию. В этом случае нужно лететь к краю облака на максимальной скорости и надеяться, что все будет хорошо. А в следующий раз нужно быть более осторожным!
Углубление в облаке говорит о том, что там очень сильный подъем. Однако в этом потоке не следует набирать высоту до самой кромки облака.
Рис. 4.23 Тени от облаков помогают определить расстояние между облаками. Оба облака одинаково далеко расположены от пилота. Пилот увидел тени от облаков и попробовал определить расстояние от себя до облаков. Чем выше находятся облака, тем дальше друг от друга расположены тени от них, и кажется, что облака расположены еще дальше. Чем ниже опускается солнце, тем сильнее этот эффект. |
Рис. 4.24 Расстояние между низкими облаками очень легко определить по их теням на земле. |
Рис. 4.25, 4.26 В небе образовалось много облаков. К сожалению, под многими из них уже нвт потоков. Намного проще летать, когда кучевое облако сразу же начинает распадаться, как только перестает быть активным.
Улицы облаков в горах
Бывает, что в горах с южными склонами над хребтом образуются улицы облаков. Над всем горным хребтом потоки поднимаются очень высоко. Пилот радуется, когда видит большую или не очень большую улицу облаков, где он почти везде может найти поток.
Рис. 4.27 Впечатляющая улица облаков в Валлис (Waliis), (Швейцария). На каждом склоне, освещаемом солнцем, образуется поток. Каждый поток образует облако. В долине совсем безоблачно!
Полет "дельфином" по улице облаков
Стиль "дельфина" означает, что можно лететь, делая большие скоростные переходы. Конечно же пилот летит только прямо. Иногда быстро, иногда медленнее, но как определить, когда с какой скоростью нужно лететь? Это действительно искусство.
Если пилот находится под кромкой облака, он летит быстрее, чтобы увеличить скорость снижения и не оказаться в облаке. Если расстояние до кромки облака достаточно большое, то пилот летит медленнее, чтобы, уменьшить свою скорость снижения. Он должен таким образом регулировать свою скорость, чтобы все время оставаться в зоне наилучшего подъема на одной и той же высоте, как правило, небольшой по отношению к кромке облака.
Планеристы применяют стиль "дельфина" при полетах в волновых потоках. Таким образом был установлен мировой рекорд-3000 км.
Рис. 4.42 Поток в роторе. Ветер деформировал облако. Очень хорошо заметен подветренный ротор. |
Рис. 4.41 Параплан сушат после приземления на воду. Приятное занятие в сильный ветер. |
Рис. 4.43 В долине Иннталь (Inntal), (Австрия) при северном ветре очень турбулентно. Северное направление ветра можно определить по облакам, которые смещаются на юг. Если образовались такие большие облака, то можно легко просыпаться, т.к. многие места, с которых сходят потоки, находятся в тени. Северный ветер сдувает облака к южным склонам, поэтому склоны затенены. |
Рис. 4.44 Если воздух очень нестабилен, то, несмотря на затянутое небо, есть потоки и кучевые облака. Фото сделано во время чемпионата Баварии в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Через час после этого развилась гроза. |
Рис. 4.45 Как подлететь к этому облаку? Справа солнце освещает склон, там образуются потоки. Высотный ветер смещает облака влево. Оба признака говорят о том, что к облаку нужно подлетать справа. |
Рис. 4.46 Впечатляющий вид с подветренной стороны вершины Адаме (Шри-Ланка). С наветренной стороны конусообразных гор дует ветер со скоростью около 35 км/ч. С подветренной стороны, благодаря конденсации, можно наблюдать нисходящие потоки и ротор. Ветер дует под углом 200 градусов к вершине горы, сравни рис. 8.3. |
Рис. 4.44 Холодный фронт идет через перевал. Все происходит очень быстро, его станет видно, когда он окажется над перевалом. Сразу же в воздухе станет опасно. А через десять минут на земле уже будет дуть шквалистый ветер со скоростью 70 км/ч. |