Параплан.
книга И.Волкова
"Мечта летать"
Снаряжение и оборудование для параплана
В этой
главе вы узнаете из чего состоит и как
устроена та груда добра, что таскает
Парапланерист в рюкзаке. Параплан.
Банальный вопрос:
«Почему Параплан такой легкий?». Чаще всего
отвечают, что Параплан сделан из легкой
ткани и строп. Но это всего лишь следствие.
Причина легкости Параплана в том, что все
элементы конструкции работают на
растяжение.
Когда я учился в
авиационном институте и изучал сопромат, я
понял, что нет лучшего вида нагрузки чем
растяжение. Возьмите лист картона. При
растяжении он способен выдержать приличную
нагрузку. А при изгибе или сжатии? Ближайший
родственник Параплана -дельтаплан, весит
30...40 кг за счет своей жесткой конструкции.
Все это я пишу для
того, чтобы вы могли оценить изящество идеи
Параплана. Подъемная сила образуется на
крыле, которое надувается набегающим
потоком воздуха. Нагрузка с крыла по
стропам передается на подвесную систему в
которой сидит пилот. Везде растяжение. Вес
аппарата 7 кг. Фантастика!
Основными частями в
конструкции Параплана являются: купол,
стропная система, свободные концы,
подвесная система.
Купол Параплана изготавливается из специальной воздухонепроницаемой прочной
ткани. Он состоит из верхней и нижней поверхности, которые соединены перемычками
- нервюрами. Нервюры имеют определенную форму (аэродинамический профиль) и делят
крыло на множество секций - кессонов. По передней кромке крыла верхняя и нижняя
поверхности не соединяются. Образуется щель - воздухозаборник. Через него крыло
наполняется воздухом и становиться жестким из-за внутреннего давления воздуха.
Чтобы воздух мог наполнять закрытые секции он должен свободно циркулировать по Параплану.
Для этого в нервюрах делают отверстия перетекания. Для поддержания формы воздухозаборника,
носовую часть нервюр усиливают нашивкой (жесткостью) из плотной ткани. На нижней
части нервюры пришиваются петли для крепления строп. В этих местах нервюра также
усилена жесткостями.
Для соединения нервюр и поверхностей
используются различные варианты швов. Основное требование - прочность и долговечность.
Стропная система
Параплана построена по принципу ветвления
и состоит из нескольких рядов и ярусов. К
задней кромке крыла крепятся стропы
управления.
Для изготовления
стропной системы используют стропы в
оплетке с прочностью на разрыв 80,120,200 и 250 кг.
На спортивных Парапланах иногда используют
микростропы без оплетки. При
проектировании соблюдают принцип
равнопрочности, поэтому на нижние ярусы
ставят более прочные стропы.
Стропы застрачиваются по краям и соединяются «удавкой». Нижний ярус крепится
к свободным концам.
Свободные концы
выполнены из прочной ленты. Лента образует
три или четыре ряда которым через замки -
коннекторы крепятся стропы. Для удобства,
каждый ряд имеет название: первый А, второй
В, третий С, четвертый D (если есть).
Конструкция
некоторых свободных концов позволяет
менять геометрию стропной системы с
помощью акселератора или триммеров. Эти
устройства позволяют пилоту изменять углы
установки крыла и балансировочную скорость
полета.
Подвесная система изготавливается
из прочных лент и тканей. Основу подвесной системы составляет
силовая лента к которой крепятся свободные концы и опирается сиденье пилота.
Ножные, плечевые, поясные обхваты и грудная перемычка соединяются разъемными
замками. В застегнутом виде они образуют уютную корзинку, из которой невозможно
вывалиться.
В настоящее время
существует множество вариантов подвесных
систем со встроенным запасным парашютом,
амортизаторами и протекторами. Очень важно
чтобы подвеска имела правильную центровку,
хорошую устойчивость и управляемость. А
если при этом она обеспечивает комфорт и
безопасность в полете, то вам просто
повезло.
Запасной парашют
Как известно он
запасной и последний. Именно по этому очень хочется чтобы он был надежным. При
изготовлении запасного парашюта используют прочные синтетические стропы и специальную
ткань, которая не слипается и не электризуется. Практически все запасные парашюты
созданы на базе круглого купола со втянутой вершиной. Такая схема обеспечивает
минимальное время раскрытия и высокое удельное сопротивление системы. Недостатком
является тенденция к раскачке. С ней борются применяя специальные отверстия,
лепестки и т.д.
Парашют
упаковывается в контейнер и размещается в
подвесной системе. К контейнеру пришита
ручка - кольцо, за которую он вынимается из
подвесной системы. Чем короче ручка, тем
удобнее бросать контейнер и меньше шансов,
что что-нибудь запутается. Наибольшую
безопасность обеспечивает расположение
запаски впереди, сбоку или под сиденьем.
Широко распространенное размещение сзади
удобно с точки зрения компоновки, но менее
безопасно.
Основой надежности
является правильная эксплуатация. Не
забывайте вовремя переукладывать запаску.
Дай бог, чтобы она вам никогда не
понадобилась.
Обувь и одежда
Правдивая
история: На Первом Чемпионате СНГ по
мотоПарапланам (Омск 99) было поставлено
веселенькое упражненьице. В моторы залили
по два литра топлива и отправили на
максимальную продолжительность полета. Как
назло был штиль и идеальная термичка. На 300 м
мотор стал не нужен и через 10 минут я был под
кромкой облака. Потоки широкие, облака
пушистые, но ХОЛОДНО! Прибор показывал
всего градус тепла, а у земли было 20. Я не
новичок и знал что будет холодно, но чтобы
так. Комбинезон и перчатки не спасали и лишь
группа радио поддержки немного шевелила
подмороженное чувство юмора.
Керосин кончился
через час. В наступившей тишине стал слышно
полязгивание продрогшего организма. А
потоки все держали и держали... Несколько
раз я спускался греться в более теплые слои
атмосферы. На очередном спуске
перестарался и приземлился на третем часу
парения. Радости было...
К одежде нужно
относиться серьезно. И вы это поймете после
первого подмерзания или подмокания во
время высотных полетов. А пока
прислушайтесь к советам.
Первое, что вам
понадобиться на тренировках, - хорошая
обувь. Существуют специальные
Парапланерные ботинки, но вполне подойдет и
крепкая туристическая обувь. Главное, чтобы
ботинки хорошо фиксировали голеностопный
сустав и имели толстую амортизирующую
подошву.
Когда вы начнете
летать выше и дальше вам понадобиться
комбинезон. Советую выбирать модель с «дышащей»
тканью. Пускай немного пострадает
водопроницаемость, но зато вы не будете
плавать в конденсате из собственного пота.
Не забывайте, что одежда должна защищать
пилота не только от холода но и от царапин.
Поверьте, что колючие кусты и шорты вещь
несовместимая.
Шлем
Также
несовместимы голова и камни. Хороший и
прочный шлем всегда является неотъемлемой
частью снаряжения здравомыслящего
Парапланериста. При выборе модели следует
обратить внимание на вес, углы обзора и
слышимость. Хороший шлем почти не ощущается
на голове и не мешает обзору в полете.
Приборы
Спросите Парапланериста, какой звук ему милее всех Уверен, он вспомнит стреко-вариометра.
Этот прибор показывает скорость подъема или снижения и незаменим при парении
в восходящие потоках. Для измерения вы соты используется высотомер. Оба прибора
работают используя закон изменение давления атмосферы по вы соте и могут быть
электронного или механического типа.
На заре
Парапланеризма пилоты летали с огромными
механическими монстрами снятыми с
самолетов. Современные электронные приборы
имеют множество вспомогательных функций и
совмещаются в одном корпусе.
При дальних
перелетах и полетах в горах очень полезна
система спутниковой навигации (GPS). Помимо
информации о вашем положении в
пространстве, GPS сообщает направление и
скорость полета (относительно земли). Эти
данные позволяют оценить силу ветра,
рассчитать время полета, высоту переходов и
т.д.
Радиостанция
незаменима как при тренировках, так и при
одиночных полетах. С ее помощью вы можете
пообщаться с друзьями, услышите ласковое
слово от инструктора, а при необходимости
передадите сигнал СОС. У Парапланеристов
наибольшую популярность имеют
радиостанции УКВ диапазона (144-..146 МГц).
Кстати, покупая станцию, не забудьте ее
зарегистрировать. Для этого достаточно
вступить в клуб радиолюбителей и сдать
простенький экзамен в местной радиошколе.
Рюкзак
Это та
чудо-емкость, в которую помещается все
снаряжение. Как говорят парашютисты: «нет
такого слова «не лезет», есть слово «впихнем»».
Но если вы не любите уминать каждую
складочку - выбирайте большой рюкзак.
Хороший рюкзака удобно сидит на плечах,
оснащен поясным ремнем и имеет
дополнительные карманы под шлем и ботинки.
Обслуживание и ремонт
Чтобы
снаряжение служило вам верой и правдой, за
ним нужно ухаживать. Основной враг
Параплана - солнце. Купание в прямом
солнечном излучении способно «истерзать»
любую ткань. Она выгорает, теряет прочность,
становится воздухопроницаемой. А так как
все это не улучшает характеристики вашего
Параплана, постарайтесь не бросать его на
солнцепеке.
Следующий враг -
сырость. В Параплане постоянно находятся
травяная пыль и прочая органика. Она
является отличным удобрением для плесени и
бактерий. Так что храня Параплан сырым, вы
рискуете вывести великолепный штамм
бактерий. Не буду вас пугать биологическими
ужасами. Напомню лишь о том, что бактерии
способны вырабатывать кислоту, которая
вряд-ли будет полезна вашему надувному
другу.
Еще одну опасность таят в себе обычные кузнечики. Попадая в Параплан они стремятся
на свободу. В свернутом Параплане не попрыгаешь и бедные твари пытаются прогрызть
путь в слоях синтетической тюрьмы. Иногда это удается и тогда в вашем Параплане
появляется маленькая дырочка похожая на след от окурка. Подобные дырочки отлично
ремонтируются специальной клейкой тканью, но внешний вид Параплана не улучшают.
Стропы Параплана
страдают от острых камней, ледышек и прочих
неприятностей. Так что старайтесь выбирать
место почище и не дергайте Параплан, если он
за что-то зацепился.
Запасной парашют
очень любит регулярную переукладку. Перед
полетами следует проверить зачековку
парашюта, чтобы он не сработал в самый
неподходящий момент. Зимой лучше
укладывать запаску в холодном помещении,
так как при резком перепаде температур
может выделиться конденсат и запаска может
смерзнуться.
Одежда любит
чистоту, а ботинки сухость. Однако не стоит
сушить снаряжение в свете термоядерного
костра. Во первых, рассыхается, а во вторых -
может сгореть. Был случай когда я вернулся с
похода в тапочках...
Приборы вещь нежная.
Их нельзя просто так кидать в рюкзак (может
сесть друг и, раздавить индикатор). Приборы
не любят сырость, пыль, снег и жарку на
солнцепеке, и безумно бояться морской воды.
Если же вас угораздило искупаться в
амуниции, поскорее промойте приборы
пресной водой и обработайте специальной
аэрозолью.
Правдивая
история: Собрался я как-то в Домбае на
маршрут. Да не один, а в тандеме. День
выдался - песня! Яркое солнце, белоснежные
горы, прекрасная попутчица. Идеальность
картины лишь слегка нарушал полный штиль и
вязкий снег из-за которого взлетели лишь с
шестой попытки.
Летим. Включаю
вариометр- белиберда. Ничего, накануне он у
меня уже бесился и для подстраховки я взял
второй. Достаю его из комбинезона и с ужасом
замечаю снег на панели. Так и есть - отказ. Вокруг звенят потоки, летают купола. Обидно.
Полет по маршруту отложился из-за «сложных
метеоусловий», но «штурман» все равно 'стался
доволен. Ориентируясь на горизонт и другие
аппараты, мы умудрились набрать высоту и
славно попарить.
Итак, вы уже
догадались, что снаряжение лучше хранить в
сухом помещении с умеренной температурой.
Полезно проводить регулярные осмотры,
проверки, регламентные работы, ремонты.
Ткань Параплана
должна быть воздухонепроницаемой. Это
особенно важно на верхней поверхности, так
как просачивание воздуха вызывает активный
рост пограничного слоя и ухудшает срывные
характеристики. Качественная ткань при
правильной эксплуатации сохраняет
воздухонепроницаемость во время всего
срока службы. А, если у вас появились
проблемы советую обратится к дилеру фирмы
производителя.
Порывы ткани
длинной до 7 см можно заклеить липкой тканью.
1учше всего ставить заплатки изнутри. В этом
случае внутреннее давление прижимает их к
ткани. Крупные порезы и нарывы следует зашивать.
Порванные стропы
необходимо заменить. В крайнем случае
временно допустима перестыковка порванной
стропы вставкой. Порванную оплетку можно
восстановить накладкой бандажей из ниток и
ткани.
После ремонтов и
посадок на деревья необходимо проверять
стропную систему. Если у вас нет ее схемы, то
проверьте хотя бы совпадение размеров на
правой и левой сторонах купола (проверка на
симметрию).
При проверке и
ремонте стропной системы нужно помнить, что
важен не линейный размер стропы, а ее
разница (перепад) по сравнению с соседними
стропами. Из-за разной рабочей нагрузки
стропы вытягиваются неравномерно.
Допустимы отклонения +/- 5 мм. В противном
случае характеристики Параплана
изменяются и обычно не в лучшую сторону..
На свободных концах
и подвесной системе нужно периодически
проверять швы и подплавлять разлохмаченные
ленты и нитки. Металлические пряжки и замки
нужно очищать от коррозии и грязи. На
карабинах не допустимы трещины и глубокие
забоины.
Вот пожалуй и все.
Остается лишь пожелать, чтобы ваш параплан
летал как можно лучше и служил вам как можно
дольше.
А нам пора
переходить к изучению АЭРОДИНАМИКИ.
|