Параплан. Виктор Гончаренко "Техника и тактика парящих полетов"
ПриложениеКольцевая линейка планериста мастера спорта Е.Вачасова
Линейка состоит из "коробочки" и поворотного диска. Для
изготовления "коробочки" необходимо вырезать линейку долета и линейку
сносов (рис. 1), наклеить на лист плотной бумаги (например, ватман), а еще
лучше тонкий дюралюминий или текстолит, прорезать в ней окна Л и В для
шкал поворотного диска, согнуть по линиям изгиба к при помощи
заштрихованных клапанов склеить так, чтобы внутри мог свободно вращаться
диск. Поворотный диск изготовляют путем наклейки заготовок на линейку
долета и линейку сносов (рис. 2) на обе стороны круга, вырезанного из
дюралюминия, текстолита, плотного картона или склеенного из трех-четырех
слоев ватмана. Просверлив отверстия в центре "коробочки" и диска,
последний вкладывают в "коробочку" и подвижно закрепляют в ней при помощи
винта с гайкой. Под винт и гайку необходимо с обеих сторон "коробочки"
подложить металлические шайбы диаметром 30-32 мм. Поворотный диск следует
вставить так, чтобы шкала (H, L) была с одной стороны со шкалами Vy наб и
V на "коробочке". На диске делают зубцы согласно заготовке. После этого
линейка готова для решения задач.
Сторона линейки с неподвижными
шкалами Vу наб и V и подвижной (H, L) служит для расчета долета. Операцию
выполняют очень просто. Находясь в "последнем" потоке, поворотом диска
совмещают расстояние до финиша со скороподъемностью планера, затем читают
против Vy наб по шкале V значение оптимальной скорости долета, а против
стрелки - оптимальную высоту, на которой следует уходить из этого потока
на финиш. Например, находясь в потоке 1,5 м/с на расстоянии 25 км от
финиша в штилевую погоду необходимо набрать высоту 1380 м и лететь со
скоростью 103 км/ч. по прибору. При долете со встречным ветром его
учитывают дово-ротом диска против часовой стрелки на определенное число
зубцов, имея в виду, что цена каждого зубца соответствует скорости ветра
2,5 м/с. При попутном ветре диск следует доворачивать по часовой стрелке
(цена одного зубца та же). Так, если в предыдущем примере скорость
встречного ветра будет 5 м/с, то доворотом диска влево на два зубца
получим потребную высоту 1600 м. При попутном ветре 2,5 м/с оптимальная
высота долета будет равной 1250 м и т. д.
Скорость долета
определяется только скороподъемностью и интенсивностью промежуточных
нисходящих потоков. Во всех рассмотренных примерах она будет равной 103
км/ч. При помощи линейки долета можно решать и некоторые другие задачи.
Пример 1. Расстояние до очередного потока (облака) 10 км..
Ожидаемая скороподъемность в этом потоке 2 м/с. С какой высоты и
на какой скорости надо делать переход, чтобы закончить его на 400 м?
Решение. Совмещаем расстояние 10 км на диске с ожидаемой
скороподъемностью 2 м/с на "коробочке". Под цифрой 2 указана скорость
перехода 111 км/ч. Против стрелки читаем потребный запас высоты, равный
620 м.
Следовательно, надо начинать переход, имея высоту 1020 м. В
случае, если ожидаемая скороподъемность будет меньше той, которую имеет
планер, высоту следует набирать до тех пор, пока скороподъемность не
станет равной ожидаемой. Тогда мы придем к очередному потоку на высоте,
большей 400 м.
Пример 2. Расстояние до финиша 21 км, высота
1000 м. Определить скорость полета для успешного завершения дистанции.
Решение. Совмещаем 100 м (1,0) на диске со стрелкой на
"коробочке". Против расстояния 21 км (на диске 2,1) читаем на шкале V
скорость 94 км/ч.
Обратная сторона линейки служит для определения
углов >сно(са планера (углов упреждения) при наличии бокового ветра.
Для этого необходимо знать угол ветра УВ, его скорость (эти величины
известны из метеоданных) и среднюю скороподъемность планера в потоках на
данном этапе полета (эта величина определяется в ;воздухе). Для
определения угла сноса УС следует поворотом диска -совместить
скороподъемность на диске с углом ветра на "коробочке". Против скорости
ветра прочтем /искомый угол. Например, при лолете в условиях, когда
скороподъемность 2 м/с, УВ = 30°, V = 6 м/с, .угол сноса будет равен 10°.
|