Параплан. Виктор Гончаренко "Техника и тактика парящих полетов"
От автора
О красоте планерного спорта, как и о музыке, трудно
рассказать словами. Ощущение человека, который летит на крыльях без мотора
под самыми облаками, летит, как птица, невозможно сравнить с какими-либо
ощущениями на земле.
Но планеризм - это не только высокий накал
эмоций. Всем известный летчик, трижды Герой Советского Союза А. И.
Покрышкин считает планеризм "чрезвычайно важной ступенью в подготовке
каждого летчика. Он воспитывает в большей степени, чем другой вид спорта,
смелость, находчивость, уверенность в себе".
Смелость,
находчивость, уверенность в себе!.. Какие еще качества могут так
импонировать молодежи, как эти? Поэтому нет ничего удивительного, что во
второй половине XX века планерный спорт во всем мире с каждым годом
находит все больше и больше почитателей. Во многих странах всех
континентов проводятся национальные и международные планерные состязания.
Международная федерация авиационного спорта (ФАИ) регулярно устраивает
мировые чемпионаты.
В Советском Союзе планерный спорт имеет давние
и славные традиции. Молодежь любит его и стремится летать. Как и в любом
виде спорта, здесь сменяются поколения спортсменов, и вместо ветеранов
приходят молодые энтузиасты, готовые на новые дерзания. Но молодым часто
не хватает главного в планеризме - опыта. A gm* как известно,
накапливается в результате долгих и очень упорных тренировок на протяжении
многих лет.
Пролетав на учебных, десантных и спортивных-планерах
разных типов свыше тридцати лет, я хорошо знаю цену опыта. Поэтому считаю
своим долгом помочь молодым спортсменам-планеристам побыстрее освоить
вершины мастерства и практическими советами и рекомендациями, учитывая
специфику подготовки спортсменов-планеристов, подсказать им верные пути к
этим вершинам.
Мы хорошо знаем, что основные трудности начинаются
именно при освоении техники и тактики парящих полетов. Молодые спортсмены,
прежде чем выйти на аэродром, изучают в классах много авиационных
дисциплин,-в том числе: теорию полета, метеорологию, штурманское дело, и,
конечно же, постигают теоретические основы техники и тактики безмоторного
полета.
К сожалению, некоторые новички, а порой и молодые
спортсмены-шланеристы относятся к теоретической под готовке иногда с
холодком, полагая, что главное - это сами полеты и усиленные тренировки в
воздухе, которые окупят недостаток теоретических знаний. Какое досадное
заблуждение!
Современный планеризм поднялся до такого высокого
спортивного уровня, что без прочной теоретической базы надеяться не успех
не только на соревнованиях, но даже в тренировочных полетах невозможно.
Вот почему молодым планеристам необходимо помнить о том, что теоретические
дисциплины надо учить, не для того чтобы сдать зачет и тут же забыть, а
для того чтобы знания теории помогли на практике быстрее и лучше
добиваться спортивных успехов.
Эта книга рассчитана в основном на
спортсменов второго и третьего годов обучения, которые знакомы с курсом
теории полета, с основами штурманской и метеорологической
подготовки.
В первый год летного обучения новички проходят только
вывозную программу - полеты на буксире за самолетом и в зону. После этого
они снова садятся з-i учебный курс и осваивают теорию парящих полетов,
чтобы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной
программе. В первый год почти в каждом полете с новичком в задней кабине
находится инструктор, который при необходимости помогает начинающему
планеристу в управлении. Приступая к парению, молодой спортсмен-планерист
обнаруживает, что ему оказывают все больше доверия, чаще и чаще инструктор
остается на земле, предоставляя своему подопечному все больше
самостоятельности и свободы действия.
И это понятно. Для того чтобы
новичок по-настоящему "оперился", ему нужно почувствовать не только
освобождение от опеки, но и возрастающее к нему с каждым полетом доверие.
Но оказавшись в планере один на один с небом, молодой спортсмен нередко
начинает ощущать, что одно дело - теория, а другое - практика. По теории
было все понятно, а в воздухе оказывается необходимо знать столько
тонкостей и деталей, которые на занятиях не проходили. Это происходит
потому, что между теорией и практикой у такого новичка еще нет связующего
звена - собственного опыта.
Возможно некоторым читателям многое в
книге будет уже известно из теоретического курса, изучаемого но программе
подготовки спортсменов-планеристов. Но здесь все эти сведения - детали и
нюансы - изложены через призму практического опыта, как своего, так и
известных планеристов, с которыми мне посчастливилось встречаться на земле
и в воздухе на многочисленных соревнованиях и тренировочных сборах. Этот
опыт я собирал и обобщал на протяжении всей своей долгой спортивной
жизни.
Отличное знание техники и тактики парящих полетов -
непременное условие успеха. Без их освоения немыслимо мечтать о спортивном
росте, дальних увлекательных маршрутах, рекордах и чемпионских титулах на
соревнованиях. Но чтобы овладеть в совершенстве тактикой и техникой
парящих полетов, надо немало приложить труда на тренировках, терпения и
любознательности в учебных классах.
Можно усвоить некоторые приемы
набора высоты з восходящих потоках воздуха, но овладеть тактическим
мастерством без твердых знаний теории полета, метеорологии, штурманской
подготовки и отточенной техники пилотирования нельзя.
Чтобы не
оказаться в сложном положении в воздухе, где каждая оплошность или
незнание ведет к преждевременной посадке, необходимо настойчиво учиться. В
надежде на хорошую теоретическую подготовленность, которую вы получили на
занятиях в классах, мы не будем в этой книге объяснять формулу подъемной
силы или что такое компасный курс. Практические советы помогут вам сделать
скачок от первых шагов в воздухе до зрелого мастерства.
Парящие
полеты - это творческий процесс, требующий постоянной и напряженной работы
мысли. К сожалению, приходилось встречать немало планеристов, которые на
начальных этапах своей подготовки, рассчитывая только на механическое
перенимание знаний инструктора и его советов, так и не сумели стать
настоящими мастерами планерного спорта.
Парящие полеты - это основа
основ спортивного планеризма. Используя энергию восходящих потоков
воздуха, сможете летать на планере без капли бензина и без единой
"лошадиной силы" на огромные расстояния, будете подниматься на волновых
потоках в стратосферу, сумеете "оседлать" не покоренные пока струйные
течения и благодаря огромной их энергии пролетать тысячи километров. Это
завтрашний день планеризма, и осваивать его вам.
Двадцать лет назад
на соревнованиях в Калуге, когда участники осваивали полет по
100-километровому треугольному маршруту, из тридцати участников упражнение
выполнил всего лишь один пилот, пройдя расстояние за 6 часов. Многим тогда
казалось, что маршрутные полеты на планерах - дело случайное. А теперь
даже на внутриклубных соревнованиях 100-километровый треугольный маршрут
разыгрывается как спринтерская дистанция, оставляемая обычно на самую
худшую погоду. И если когда-то на его облет лучшему спортмену понадобилось
6 часов, то теперь даже новички в соревнованиях затрачивают "а эту
дистанцию на сравнительно тихоходных "Бланиках" в среднем около полутора
часов. Что же касается опытных мастеров, то счет идет уже не на часы, а
на минуты. Так, мировой рекорд скорости полета на этой дистанции,
установленный планеристом из ФРГ Клаусом Холегхаусом, равен более 159
км/ч! Ему понадобилось всего лишь 37 минут с секундами, чтобы пройти этот
треугольный маршрут. Но ведь и это не предел!
Непрестанно
совершенствуется не только качество планеров, но и мастерство пилотов.
Теперь на крупных соревнованиях полеты по 500-километровому треугольному
маршруту, разыгранному впервые планеристами социалистических стран на
соревнованиях в Польше в 1962 году, стали обычным явлением. И если еще до
1964 года расстояние в 1000 км казалось несбыточной мечтой многих
поколений спортсменов, то теперь официальный мировой рекорд дальности
полета равен 1460 км.
То, что сегодня кажется фантастикой, завтра
становится для начала рекордом, а потом - обычным, "рабочим" упражнением.
Но для осуществления этого нужны огромные знания и опыт. Поэтому
необходимо постоянно учиться и
учиться!
|