На предыдущую страницу

Угол глайдирования

Наблюдая со стороны за глайдирующим парашютом, вы замечаете, что его купол имеет отрицательный угол по отношению к горизонту, т. е. передняя кромка находится ниже задней. Не обращайте на это внимания. Мы интересуемся только двумя "невидными" ушами. Направлением нашего пути глайдирования, которое также задает направление воздушного потока, и углом атаки нашего крыла относительно этого направления:В спокойном воздухе (о ветре мы расскажем позже) глайдирующий парашют покрывает расстояние в несколько раз больше, чем высота, с которой он стартовал. Это отношение (расстояние, деленное на высоту), называемое отношением глайдирования, может меняться от умеренного 3:1 для простого (но стабильного и безопасного) учебного парашюта до 6:1 для парашюта высокого качества:

Управление

Рассмотрим теперь ближе стропы управления парашютом.Они проходят от левого и правого края хвостовой кромки парашюта, соединяются, превращаясь в две одинарных стропы, по одной с каждой стороны, проходят через кольца на задних лямках и заканчиваются петлевыми ручками, которые вы держите в руках. (Кольца предохраняют руки от выскальзывания и отдува на недостижимое расстояние).Когда мы тянем за ручку управления, мы опускаем хвостовую кромку, увеличивая угол атаки, а с ним - подъемную силу и силу сопротивления. Если тянуть левую ручку управления, то мы увеличим сопротивление этой стороны купола, и наш парашют повернет налево. Если тянуть правую ручку, мы повернем направо. В этом, собственно, и вся премудрость управления парашютом, и это сравнительно просто.Но ваши ручки управления могут сделать еще кое-что, когда они работают одновременно: вы теперь увеличиваете угол атаки большей части крыла, причем одинаково с двух сторон (но не так сильно - ручки на уровне бедер, - чтобы не создать полной потери скорости). Вы теперь летите прямо, но под большим углом атаки, сохраняя подъемную силу при меньшей скорости, а также глайдируя под более плоским углом. Наконец, перед самым касанием земли, вы убираете ручки управления полностью вниз, схлопывая крыло и уменьшая вашу скорость до минимума.В случае, если вас заинтересовало, почему управляющие стропы не подсоединены ко всей длине хвостовой кромки:если вы беспечно схлопнули обе стороны парашюта на значительной высоте, в результате чего подъемная сила полностью исчезла и концы крыла сузились, середина крыла остается надутой, обеспечивая некоторую подъемную силу и помогая надуванию краев через отверстия соседних нервюр.Когда вы держите "руки вверх", ваш парашют летит со своей максимальной скоростью 35-40 км/ч, но не при наилучшем глайдирующем отношении и не наилучшей скорости снижения. (СКОРОСТЬ СНИЖЕНИЯ - это скорость, с которой вы теряете высоту в глайдирующем полете; она меняется от, примерно, 2 м/с для тренировочных парашютов, до менее чем 1 м/с для спортивных).Если ручки управления находятся где-то между вашими ушами и плечами, ваш парашют летит со скоростью 25 км/ч, и это его лучшее использование: наиболее пологий угол глайдирования и наименьшая скорость снижения.Опускание ручек еще ниже - примерно на уровень груди - может еще улучшить летные качества, но это также замедляет полет до скоростей, которые могут привести к падению.Если управляющие ручки находятся внизу в районе поясницы, это замедляет полет до 20 км/ч и рекомендуется только в случае посадки.На большей части пути всех полетов для извлечения максимальных достоинств парашюта руки держатся где-то на уровне плеч.

Летим!

Мы еще не рассмотрели всей теории, которую должен знать полностью оперившийся пилот параглайдера, и вернемся к ней; но уже можно запускать вас на первые тренировочные полеты.Есть три способа научиться летать:1) Владея собственным парашютом, заняться самообучением - НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!Это можно сделать, и некоторые, кто это пробовал, живы до сих пор, но не стоит так рисковать. Самообучение - это получение знаний от очень некомпетентного учителя. Вы можете учить себя играть в бридж, шахматы, овладевать сами языками, а затем улучшить свои знания на практике, но в параглайдинге вы можете не дожить до настоящей практики. Просто НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО.2) Учиться у своего друга:Это лучше, но попрежнему рискованно, если только ваш друг не квалифицированный инструктор. Нет замены3) Прохождению школы.Это наилучший и наиболее безопасный путь. Когда вы впервые подниметесь в воздух под куполом параглайдера, вы будете благодарны своему инструктору за все, чему он вас научил: и за его ободряющий голос, и за инструкции из уоки-токи на вашем сиденье или из наушников в шлеме; и вы поймете, что деньги, которые вы потратили на обучение, были лучшей инвестицией, сделанной вами в жизни.Если у вас есть выбор между двумя и более школами параглайдирования, проведите какое-то время, наблюдая за их работой, прежде чем поступить на курсы. Не берет ли инструктор слишком много учеников в класс? (От 6 до 8 - это практически максимум числа учеников, с которыми можно заниматься эффективно). Достаточно ли оборудования? (По парашюту на каждого - это наилучший вариант). Есть ли радиоконтакт между инструктором и учеником во время полетов? Иногда используют мегафон, бывают также случаи подачи сигналов руками ассистентом, стоящим на точке посадки внизу, но уоки-токи все же лучший вариант. Ученику нужен только приемник; вы не должны спорить с инструктором во время полета, да вы и не можете нажать кнопку, чтобы поговорить с ним в любом случае, т. к. руки у вас заняты управлением. Некоторые уоки-токи выполнены с наушниками на приемном устройстве. Последнее, но не менее важное - это выглядит ли инструктор компетентным, а ученики - счастливыми.

Одежда

Вам следует надевать шнурованные ботинки, достаточно высокие, чтобы плотно облегать ваши лодыжки - наиболее уязвимую часть при жесткой посадке. (На рынке имеются специальные ботинки для параглайдинга с противоударными подошвами и усиливающей прокладкой в районе лодыжек). Второй необходимый пункт - противоударный шлем, предохраняющий не только верхнюю часть головы, но и лоб, и затылок. На нем должны быть отверстия в месте, противоположном вашим ушам, позволяющие слушать инструктора и ветер. Это не должна быть самая крупная и самая тяжелая мотоциклетная модель, но она должна обеспечивать достаточно хорошую защиту, как, скажем, в случае падения с быстро движущегося велосипеда. Рекомендуем длинные спортивные брюки для защиты от царапин и ушибов, а в холодную погоду - длинные рукава и перчатки.

Раскладка и проверка вашего парашюта

Достаньте ваш парашют из сумки и разверните его на земле. Купол должен лежать на земле своим верхом, а нижней частью, наоборот, вверх, так чтобы точки присоединения всех строп были видны наверху. Закрытая хвостовая кромка должна лежать по направлению взлета, а передняя кромка с отверстиями - дальше сзади. Стропы идут вперед, заканчиваясь на сиденье. (Если стропы перепутаны, простого встряхивания достаточно, чтобы распутать их).Проверьте купол на наличие дырок и порезов. Маленькая дырка не повлияет на ваш полет, хотя лучше ее заделать при первой же возможности, желательно сразу, используя специальную заплатку с клеем. Большой порез может разбалансировать ваш парашют, сделав его небезопасным, и он должен быть заделан экспертом.Далее обследуйте стропы. Их очень много, и каждая должна быть плотно присоединена к куполу, друг к другу, где они сходятся, и к металлическим соединениям на конце сиденья без чрезмерного изнашивания, где бы то ни было. Хорошенько осмотрите управляющие стропы там, где они проходят через кольца, а также узлы, которыми они крепятся к ременным ручкам.Крепление строп к тягам (лямкам) осуществляется металлическими карабинами с нарезными гайками, которые держат их в закрытом состоянии после сборки строп и тяг. Проверьте, пытаясь сжать замковые гайки рукой, полностью ли они замыкают карабины. При закрытии этих замков обычно зажимают гайку гаечным ключом, но не более, чем на четверть оборота. Излишний зажим может привести к появлению разрушающего напряжения и ослабить замок.Два аналогичных замка чуть большего размера присоединяют тяги к сиденью. Они также могут быть подпружиненными карабинами защелкивающегося типа, используемыми альпинистами; в любом случае имеется замковая гайка, которая должна быть полностью поджата.Защелкивающиеся карабины из алюминиевого сплава (который часто называют дюралюминием), как известно, могут ломаться - предположительно крайне редко - и осторожные альпинисты и пилоты никогда не используют их по одной, а обязательно в паре. Причина поломок, по-видимому, в том, что трудно проверить 100%-ную надежность   с точки зрения внутренних напряжений (рентгеновскими и другими методами) в процессе производства. Стальные карабины (обычно из нержавеющей стали) не подпадают под эти подозрения. Ваше сиденье состоит из широкого ремня с подкладкой, который проходит под вами и идет наверх примерно до уровня плеч, заканчиваясь двумя карабинами, пристегивающими его к тягам строп. Вы сидите на этом основном ремне, как в качелях. Все другие ремни, вокруг бедер, груди и сзади - служат просто для того, чтобы предохранить вас от выпадения из седла; они имеют застежки, чтобы подходить всем по размеру.Проверьте все ремни и швы на износ и разрушение. Ваш парашют разработан так, чтобы противостоять в несколько раз большему напряжению, чем то, которое может возникнуть когда-нибудь в полете; но неправильное обращение и пренебрежение проверкой может уменьшить это качество до опасного уровня. Основательная предполетная проверка добавит вам спокойствия после взлета.

Замечание о ветре

В дальнейших описаниях ваших полетов мы будем предполагать, что ветер любой силы и с любого направления просто отсутствует.Ветер столь важен - он может так сильно помочь или навредить вам, - что мы отведем ему, чуть позже, несколько отдельных глав.

Подготовка к взлету

Ваш парашют разложен на земле, и все стропы расправлены. Проверьте, хорошо ли зашнурованы ваши ботинки. Наденьте ваш шлем и застегните ремень под подбородком, прежде чем влезть в седло. Внезапный порыв ветра (маловероятный в день, выбранный вашим инструктором для первых полетов) может превратить ваш парашют в парус, который потащит вас по земле.Застегнитесь в седле и проверьте все пряжки и приспособления. Если у вас есть радиоприемник, ваш инструктор теперь проверит, включен ли он и ясно ли вы его слышите.Встаньте липом в направлении взлета, а спиной - к парашюту.Поднимите немного руки и постарайтесь, чтобы задние тяги те, к которым прикреплены полосками "велкро" ручки управления) оставались в изгибах ваших рук по одной с каждой стороны. На большинстве парашютов группы строп, связанных с задними тягами, отличаются по цвету от тех, что связаны с передними тягами, что позволяет легко разделить их между собой.Отцепите управляющие ручки от тяг и проденьте через них ладони. С этого момента во время всего полета и до конца посадки вы будете держать их в руках.Держите передние тяги около карабинов, соединяющих их со стропами, вытянув руки назад.

Подъем купола

Оглянитесь в последний раз вокруг, посмотрите наверх и вниз. Есть ли признаки неожиданного изменения погоды? Нет ли другого параплана или дельтаплана поблизости в воздухе? Не пересекает ли какой-нибудь автомобиль, трактор или корова вашу посадочную площадь внизу? (Ваш инструктор уже все это проверил, но постарайтесь быть с самого начала независимым, насколько это возможно).
Сообщите инструктору, что вы готовы.
Он предложит вам стартовать. Некоторые инструкторы делают это спокойным цивилизованным голосом, ("Ну, раз ты готов, браток"), некоторые с душераздирающим воплем, который разгоняет птиц во всех направлениях. Это вопрос личный.Поднимите немного руки, наклонитесь вперед, и глядя вперед начинайте бежать.Первые несколько шагов ничего не происходит. Потом внезапно какая-то огромная сила пытается остановить вас намертво на вашей беговой дорожке.Что происходит?Когда вы двигались вперед, стропы, идущие от передних тяг к передней кромке парашюта, натянулись первыми и потащили переднюю кромку вперед, надувая купол через передние отверстия. Купол начинает подниматься, и наступает момент, когда он раскрыт сзади вас как огромный парус, а его полная площадь около 25 квадратных метров сопротивляется вашему продвижению вперед.Не уступайте. Наклонитесь вперед еще больше, работайте мускулами ног на пределе сил, и вы почувствуете, как сопротивление уменьшается; теперь ваш парашют поднялся над вашей головой и выпрямился под нужным углом атаки. Какое-то сопротивление остается: это сопротивление вашего крыла, составляющее около четверти вашего веса.Вы можете следить за изменениями, происходящими с парашютом, не глядя вверх, а по подъему передних тяг, за которые вы держитесь. Как только вы видите, что они встали в направлении вверх, это означает, что парашют над вашей головой.Отпустите тяги, оставив в руках только ручки управления, держите руки высоко и продолжайте бег.Вам нужно теперь проверить, хорошо ли надут ваш парашют по всей своей ширине. Не делайте этого с помощью ряда быстрых взглядов через одно и другое плечо. Отбросьте голову назад один раз на мгновение и взгляните на весь парашют. Если он надут как надо - прекрасно. Если еще слабоват с одной стороны, дерните несколько раз за управляющую стропу с этой стороны, - и крыло, в большинстве случаев, надуется полностью.Верните голову в нормальное положение побыстрее после проверки купола и продолжайте бежать. Смотрите прямо вперед, не смотрите на парашют и на землю под ногами. Если ваш парашют пытается развернуть вас налево или направо, противодействуйте этому легким рывком противоположной ручки управления, держа ее ниже, пока курс не выправится. Затем опять поднимите руку.Только теперь вы окончательно решаете, взлетать вам или нет. Если возникли какие-то проблемы с парашютом- неполное надувание, нет полной управляемости, перепутались стропы, небольшая ветка попала в стропы, появилась дыра или порез, которых вы не заметили раньше, - остановитесь, вытяните ручки управления полностью вниз, и парашют осядет на землю позади вас.Ваш инструктор погоняет вас через эту предварительную процедуру несколько раз на плоской поверхности земли без всяких взлетов в конце процедуры, чтобы вы хорошо ознакомились со всеми ее этапами.

Взлет

Вы бежите вперед по направлению к наклонной части вашего холма, парашют полностью надут и находится под управлением над вашей головой, руки держат ручки управления в верхнем положении, глаза смотрят вперед.Теперь ускоряйтесь.Наклонитесь еще немного вперед, поднажмите и, действительно, бегите, чтобы достичь вашей полетной скорости.Никогда не бегите слишком быстро во время взлета. Все, что может внести беспорядок и ввести в заблуждение, начинает происходить во время ускорения.Во-первых, имеется сопротивление парашюта. Вы непросто бежите, вы бежите против силы сопротивления в 15-20 кг. Чем больше вы наклонитесь вперед, тем легче бежать.Тогда начинает чувствоваться подъемная сила парашюта. Пока вы бежали легкой рысью, ее было достаточно для поддержания веса купола над вашей головой. Теперь, когда вы ускорились, подъемная сила нарастает и притом пропорционально квадрату вашей скорости (помните?), пока она не станет равной вашему весу и не поднимет вас вверх.Но прежде, чем это произойдет, еще несколько трудностей и неприятностей.Когда подъемная сила растет, она тащит вас вверх за плечи, пытаясь вернуть вас в вертикальное положение и делая бег против сил сопротивления опять затруднительным. Не допускайте этого: нагнитесь даже еще больше вперед и продолжайте ускоряться.Вы также откроете для себя, что с увеличением подъемной силы сцепление подошв ваших ботинок с землей становится проблематичным как раз тогда, когда оно более всего вам необходимо. Трение было приличным, когда вы давили всем весом на землю, а сейчас ваш вес "исчезает", и шипы ботинок скользят, особенно по мокрой траве или по песку.Это физическая сторона процесса достижения максимальной скорости для взлета. Но имеется и психологический момент, нелегкий поначалу.Это совсем просто: не верьте тому моменту, когда парашют поднимает вас вверх при повышении скорости бега. Приготовьтесь внутренне к тому, что вам придется бежать весь путь вниз к подножию холма. Пусть для вас будет полной неожиданностью вдруг оказаться над землей, но и тогда не верьте этому, продолжайте бежать в воздухе некоторое время, как бы ожидая падения, что может случиться и случается.- Минуточку, - скажете вы. - Мы научены тому, что наш парашют может лететь со скоростью от 20 до 40 км/ч. Признано, что при 20 км/ч, когда ручки управления находятся на уровне талии или ниже, он должен схлопнуться до полной потери скорости. Но если руки все время подняты, как вы нас просите, эта штука должна взлететь со своей максимальной скоростью. Вы что, действительно, ждете того, что мы будем бежать так быстро вниз по холму, испытывая силу сопротивления, тянущую назад, и с подошвами, скользящими по траве или песку?Ну, конечно, нет. Мы приготовили это напоследок. Когда вы действительно честно бежите с наибольшей скоростью, на которую способны, вы, вероятно, достигаете диапазона полетных скоростей. Теперь приведите руки вниз на уровень ушей, но не ниже плеч. Этим вы увеличили угол атаки. НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ БЕГ И НЕ ЗАМЕДЛЯЙТЕ ЕГО! Ваш парашют сейчас поднимет вас над землей, но продолжайте движения ногами, как будто вы еще бежите. Если сейчас произойдет схлопывание парашюта, вы опять коснетесь ногами земли. Продолжая бежать, вы можете ускориться вновь и взлететь, может быть, не опуская руки так низко, как в прошлый раз. Если вы не готовы продолжать бег, вы упадете.Все, что мы делали, делали для достижения максимально возможной скорости с парашютом на земле, при этом руки были полностью наверху, чтобы обеспечить наименьшее сопротивление и бежать быстрее, но одновременно мы обеспечивали наименьшую подъемную силу, требующую полетной скорости, скажем, 35 км/час, чтобы поддерживать нас в воздухе. Опустив руки вниз, - а мы достигли уже, допустим, 25 км/ч, - мы увеличили угол атаки нашего крыла для получения большей подъемной силы, достаточной для взлета при этой скорости, и мы взлетели.

В полете

Теперь вы находитесь в воздухе, стропы натянуты, ветер в лицо, склон холма уплывает от вас. В первый раз это одновременно восхитительно и жутко. Через несколько секунд до вас доходит, что вы действительно летите и что ваш парашют держит вас вверху.Первый импульс после первого взлета - это схватиться за что-нибудь, а ближайшая подходящая вещь напротив вас - тяги. Не хватайтесь за них. Просто держите ваши руки вверху, сжимая ручки управления, и положитесь на ваше седло - оно поддержит вас. (Если вы когда-либо занимались балетными танцами - это поможет).Если во время взлета вы привели руки к уровню плеч, то теперь, когда вы уверены в том, что летите, а между вами и землей уже несколько метров, поднимите их вновь - и мягко и постепенно назад, к наивысшей позиции. Ваш парашют ускорится до своей максимальной полетной скорости, обеспечивая тем самым запас скорости, необходимый для посадки, и предохраняя вас от потери скорости и падения.Далее, даже если вы по-прежнему достаточно высоко, сведите ступни ног вместе, слегка вытянув их вперед, колени чуть согнуть! - это правильная поза для посадки.В процессе полета смотрите вперед по направлению к месту посадки. Не любуйтесь куполом над головой и не смотрите на землю прямо под ногами; это отвлечет вас от осознания общей ситуации.Вы теперь летите вперед в направлении места посадки. В первом полете вы еще не будете делать поворотов, учебные парашюты весьма стабильны, т. е. хорошо держат направление. Если же ваш парашют повернет слегка налево или направо, вы можете скорректировать курс, потянув за противоположную управляющую стропу. Из-за упругости воздуха произойдет задержка: реакция не будет немедленной, как при езде на велосипеде или автомобиле;больше это похоже на реакцию при управлении рулем лодки и даже медленнее, чем в этом случае. Скажем, ваш парашют повернут налево. Вы проводите правую ручку управления вниз, примерно на уровень плеча, мягко, без внезапных рывков, и ждете. Через некоторое время ваш парашют начнет поворачивать направо. Дождитесь, когда он вернется к исходному направлению движения, и поднимите руку назад, опять мягко и без толчков.Ваш инструктор сообщит вам по радио, когда и как это делать правильно. Другой метод состоит в том, что ассистент инструктора, ожидающий вас в месте посадки, стоит лицом к вам, имея пару круглых дисков с ручками - типа теннисных ракеток в руках. Он будет держать их все время точно там, где вы должны были бы держать петли управляющих строп, и будет двигать их, давая тем самым инструкции вам. Когда вы в крейсерском полете, он будет держать оба диска высоко над своей головой. Для поворота он опустит один, скажем, до уровня плеча, а вы будете следовать этому ручкой управления, расположенной с той же стороны. (Не обращайте внимания на то, что он опустил левую руку, чтобы заставить вас опустить правую; это из-за того, что он стоит лицом к вам и получается вариант зеркального отражения. Просто опускайте вашу руку с той же стороны, как он, и на такой же уровень). Когда вы закончите поворот, он поднимет свою руку снова, а вы - свою.

Посадка

Вы летите со скоростью около 35 км/ч (приличная скорость при езде на велосипеде) и также скользя вниз со скоростью примерно 2 м/сек, а земля приближается. Если ничего не делать, вы приземлитесь с этой комбинацией горизонтальной и вертикальной скоростей, и посадка, даже если ноги вместе, а колени слегка согнуть!, будет неприятной: вы можете совершить кувырок (классический парашютный вариант - через одно плечо). Это определенно далеко от нашего понимания приятного и красивого спорта; таких посадок на полной скорости следует избегать, и это легко сделать.На высоте примерно трех метров над землей начните приводить ручки управления вниз одним непрерывным движением с тем, чтобы закончить его ниже бедер - так низко, как они пойдут. (Ассистент вашего инструктора будет вести вас в этом процессе сигналами своих рук). Вы начинаете снижаться и замедляете движение, пока не достигаете уровня, когда ваши нога уже прямо над землей, вы движетесь медленнее, медленнее и, наконец, касаетесь земли на скорости ленивого бега, почти без всякого удара по ногам и с необходимостью пробежать всего несколько шагов (вы должны быть готовы к этому) до полной остановки, а на вашем лице тем временем расцветет широкая и гордая улыбка.То, что мы делаем во время посадки, означает увеличение угла атаки, который увеличивает подъемную силу нашего парашюта и уменьшает его скорость, пока не произойдет схлопывание. Но мы замедлили и схлопнули парашют, когда подошвы наших ботинок были в нескольких сантиметрах над землей, уменьшив нашу горизонтальную скорость до минимума, и это как раз обеспечило отличную посадку.Если вы выровняли полет слишком высоко, вы там и схлопнете его и упадете с этой высоты, оставшейся между вами и землей. Если пытаться выравнивать полет слишком низко, вы коснетесь земли на скорости большей, чем нужно. После нескольких посадок, совершенных по сигналам инструктора, вы научитесь выбирать правильно высоту выравнивания полета сами.

Повороты

Мы уже обсуждали эту тему, и мало что можно добавить на данном этапе. Повороты просты красивой простотой. Чтобы повернуть налево, вы тянете левую управляющую стропу, чтобы повернуть направо - правую. Совершая полет на полной скорости, когда руки вытянуты вверх, вы приводите руку со стороны, в которую поворачиваете, на уровне между ухом и плечом и ждете. Ваш парашют начинает медленный плавный поворот в этом направлении. Когда он повернул достаточно далеко, вы просто возвращаете руку на место над головой и поворот прекращается.Пожалуйста, помните, что в повороте глайдирующий парашют теряет больше высоты, чем во время полета по прямой за то же время. Эта разница невелика для широких мягких поворотов, но все равно, вам никогда не следует поворачивать низко над землей. Оставляйте хотя бы последние 10 метров высоты для захода на посадку по прямой.На стадии учебных полетов вы начнете с небольших поворотов, выводя в воздухе "зигзаги" вдоль пути полета. Позже, если позволяет высота (вас уже могут взять на более высокий холм), вы будете совершать полный левый и правый повороты на 90 градусов, и затем на 180 градусов, летя по S-образному пути перед заходом на посадку. Ваши повороты на этом этапе будут всегда направлены в сторону места посадки, так что вы сможете видеть его и ассистента инструктора в любой момент, глядя вбок, но не назад через плечо.

Ветер

Вы умеете взлетать с вершины холма, глайдировать вниз, выполняя повороты на пути, и безопасно приземляться. У вас появится это прекрасное чувство, что ВЫ ТЕПЕРЬ НАСТОЯЩИЙ ПИЛОТ!Так оно и есть, но пока вы - начинающий пилот. Одно из чудес параглайдинга - тот факт, что вы можете научиться основам за несколько дней, - может стать скверной ловушкой, приводящей к ложной самоуверенности, грубым ошибкам и несчастным случаям.Начнем с ветра.В предыдущих главах, описывая паши первые полеты, мы предполагали, что ветра нет ни с одного направления. На практике это редко случается, и - в связи с ветром - для вас имеются как хорошие, так и плохие новости:если ветер имеет нужную силу, дует с правильной стороны, он может свести на нет все трудности и риск взлетов и посадок, а также позволит нам парить над подходящей грядой многие минуты и даже часы;если ветер неправильный по силе, по направлению или по обоим параметрам, он может сделать полет неприятным, трудным, опасным или смертельным. Хороший пилот знает не только, как надо летать, но и когда не летать вообще.Мы заинтересованы в том, чтобы совершить взлет и посадку так медленно и так мягко, как это только возможно, предпочтительно вовсе без пробежки (да, это возможно при правильном ветре!); заинтересованы оставаться в воздухе также по возможности долго (парение); а при посадке обеспечить полную безопасность и садиться в заданную точку, выбранную заранее. Ветер может помочь или помешать нам во всем этом, а все это зависит от предмета, называемого относительной скоростью, учитывающей разницу между скоростью относительно воздуха и скоростью относительно земли.

Относительная скорость: на земле

Когда мы говорим, что кто-то идет со скоростью 5 км/ч или автомобиль едет со скоростью 50 км/ч, мы оставляем эти предложения незаконченными. Нам следует говорить, что некто идет со скоростью 5 км/ч относительно земли (мостовой, тропинки, поля) и что автомобиль движется со скоростью 50 км/ч относительно земли (дороги).Это важно, т. к. скорость относительно земли может отличаться от скорости того же человека или экипажа относительно чего-нибудь другого.Представим себе двух друзей, прогуливающихся бок о бок и обсуждающих проблемы политики или параглайдинга. Их скорость относительно земли 5 км/ч, но их скорость по отношению друг к другу равна нулю: они остаются рядом, никогда не приближаясь ближе и не расходясь.После того, как они расстались и ушли в противоположных направлениях, их скорости по отношению к земле осталась по-прежнему по 5 км/ч, но расстояние между ними увеличивается со скоростью 5 +5 = 10 км/ч. Их скорость относительно друг друга прыгнула от нуля, когда они ходили рядом, до значения 10 км/ч, когда они пошли в противоположных направлениях.Если вы ведете автомобиль на скорости пешехода 5 км/ч и врезаетесь в стоящий автомобиль, определенный ущерб будет нанесен обеим машинам; вероятно не более, чем погнутое крыло, вмятины на листовом металле, может быть, разбитые фары и потекший радиатор внутри. Относительная скорость столкновения, вызвавшая удар и разрушения, бьша 5 км/ч. Пожалуйста, отметьте, что удар и разрушения были бы точно такими же, если бы ваш автомобиль стоял, а какой-то тип наехал бы на него задним ходом на скорости 5 км/ч. В этом случае совершенно неважно (пока дело не дойдет до дружеской разборки, кому платить за ущерб), какой из двух автомобилей двигался, а какой был запаркован; в счет идет только их относительная скорость.Теперь представим себе автомобиль, движущийся со скоростью 0 км/ч. Сразу за ним, не соблюдая безопасной дистанции, идет другой автомобиль с той же скоростью О км/ч. Пока оба шофера выдерживают данную скорость, она составляет по отношению к дороге 0 км/ч, а по отношению друг к другу равна нулю, они остаются на заданном расстоянии (что обычно бывает недолго).Внезапно, по причинам, хорошо известным лишь ему, передний шофер отпускает педаль акселератора, и его скорость падает до 75 км/ч. Шофер сзади замечает это слишком поздно, не имеет ни времени, ни расстояния, чтобы сбавить скорость, и ударяет передний автомобиль сзади с относительной скоростью 0 - 75 = 5 км/ч. Если оба шофера сохраняют контроль над машинами и не уходят в кювет, разрушения будут те же, что и в первом случае.Если, однако, два автомобиля двигались с этими скоростями 75 и 80 км/ч в направлении навстречу и столкнулись в лоб, картина будет полностью иной. Относительная скорость их столкновения теперь 75 + 80 = 155 км/ч. Мало что останется от машин и водителей. Кстати, удар будет таким же, как если бы автомобиль, движущийся со скоростью 155 км/ч, врезался в стоящий автомобиль (155 + 0 = 155), или если автомобиль, движущийся со скоростью 100 км/ч, столкнулся бы с автомобилем, движущимся со скоростью 55 км/ч (100 + 55 = 155), или автомобиль, несущийся со скоростью 200 км/ч ударил бы сзади автомобиль, движущийся со скоростью всего 45 км/ч (200 - 45 = 155).Мы использовали эти болезненные примеры для демонстрации того, что движущееся тело может иметь две и более различных скоростей по отношению к земле, другому движущемуся телу или еще чему-либо.

Относительные скорости: суша и вода

Теперь представим сочетание суши и воды, начиная с неподвижной стоячей воды, скажем, в озере. Некто гребет на лодке по озеру со скоростью 5 км/ч - это та же средняя скорость пешехода на суше. Его скорость - 5 км/ч относительно воды; но поскольку вода стоячая, т. е. она не движется относительно берега, окружающего озеро, скорости будут всегда такими же, как и по отношению к воде. Говоря более сухим научным языком: т. к. относительная скорость воды по отношению к земле равна нулю, скорость лодки по отношению к обоим стихиям (земле и воде) будет всегда одинакова, как бы она ни была направлена, потому что прибавление или вычитание нуля не меняет нашей цифры. Если озеро круглое, диаметром 5 км, то переплыть его по самому широкому месту в любом направлении займет у гребца один час. Если он гребет вдоль берега со скоростью 5 км/ч, а его друг идет пешком по берегу рядом с ним тоже со скоростью 5 км/ч, их скорость по отношению друг к другу будет нулевой, и они смогут поболтать как следует, как если бы они шли рядом или сидели в лодке вместе:Предположим теперь, что водная среда не является неподвижной, как в озере, а представляет поток в реке, текущий со скоростью 3 км/ч относительно берега. Вся картина и вычисления становятся теперь более сложными.Человек в лодке по-прежнему гребет со скоростью 5 км/ч относительно воды, но вода также движется с ним со скоростью 3 км/ч относительно берега. Если он гребет против течения, то его "водная скорость" будет по-прежнему 5 км/ч, но встречный поток в 3 км/ч уменьшит ее до 5-3 = только 2 км/ч относительно берега (его "земная скорость"). Если его друг и сейчас идет пешком по берегу рядом с ним, то ему нужно выдерживать скорость всего в 2 км/ч (по отношению к земле), чтобы сохранить положение рядом с лодкой.Но если человек в лодке гребет вместе с потоком, его скорость относительно земли будет 5 км/ч, которых он достиг на веслах плюс 3 км/ч, которые добавляет течение, что даст 5+3=8 км/ч по отношению к берегу. Его друг теперь должен идти весьма резво, со скоростью 8 км/ч, чтобы оставаться с ним.Итак, наша лодка попутешествовала вдоль и против течения. Теперь посмотрим, что произойдет, если гребец предпримет путь поперек течения, пересекая реку так, что нос ее ориентирован под прямым углом к берегам. Пусть река имеет ширину 5 км - в этом случае для ее перемещения лодке потребуется 1 час. Но попадет ли она в точку, напротив точки старта? Нет, не попадет, а окажется далеко от нее, и если точнее, то на расстоянии 3 км, потому что на это расстояние ее снесет течение скоростью 3 км/час за время пересечения реки, равное одному часу.Пожалуйста, заметьте, что хотя гребец приложил усилия только для перегона лодки на расстояние 5 км по неподвижной воде, течение увеличило пройденное расстояние за 1 час почти до б км, в то время, как скорость лодки относительно воды осталась равной 5 км/ч.

Относительные скорости: воздух и земля

"Извините меня, г-н Френкель, мы изучаем параглайдинг или предупреждение аварий на дорогах или водный спорт?""Вы можете звать меня Зиги. Виноват, что вы потеряли терпение как раз в тот момент, когда я возвращаюсь назад к полетам, преподнеся все эти примеры об относительной скорости. Я только пытался проиллюстрировать суть дела".Мы говорили о ветре. Сила ветра настолько важна для параглайдинга, что мы разделим ее на пять групп: полное безветрие, слабый ветер, средний ветер, сильный ветер, и ветер, который слишком силен; и мы рассмотрим все стадии полета от взлета до посадки - в расчете на каждый случая.

Определение силы ветра

В параглайдинге недостаточно знать, что ветер силен или слаб. Он должен быть оценен и измерен более точно, предпочтительно с использованием инструмента - измерителя силы ветра. Если у вас нет такогоинструмента, вы все же можете грубо оценить силу ветра по следующим приметам:БЕЗВЕТРИЕ: Дым поднимается вертикально. Ветровые чулки и полоски бумаги (полоска туалетной бумаги годится для этого) висят вертикально вниз.СЛАБЫЙ ВЕТЕР (10-15 км/ч): можно почувствовать лицом. Ветровые чулки и полоски бумаги шевелятся. Листья шуршат. На воде рябь.СРЕДНИЙ ВЕТЕР (15-25 км/ч): Пыль и бумага разлетаются вокруг. Маленькие ветки шевелятся. Ветровые чулки и полоски бумаги стоят под углом. Волны на воде с появляющимися изредка белыми гребешками.СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР (25-35 км/ч): Небольшие ветки колеблются. Ветровой чулок в горизонтальном положении. Волны с белыми барашками.СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР: Вы можете слышать ветер. Крупные ветви колеблются, гудят телефонные провода, волны большие с полосками брызг и барашками; НЕ ЛЕТАЙТЕ!Но это не точная информация для нас. Мы приходим к прибору, который не является роскошью, а действительно НУЖЕН каждому пилоту параглайдера:

Измеритель силы ветра

Имеется несколько моделей и, к счастью, те, что попроще, надежны, дают достоверный результат, недороги. Они состоят из прозрачной градуированной конической пластиковой трубы с входным отверстием для ветра около дна и выходным отверстием наверху. Внутри трубы в соответствии с силой ветра ходит вверх и вниз легкий шар или пластинка. Вы держите трубу вертикально, так, чтобы входное отверстие было открыто ветру, и снимаете показания о силе ветра с градировочной шкалы. Этот прибор можно разбирать на части для чистки. Есть несколько более сложных и более компактных, а также более дорогах моделей, некоторые из них с вращающимися лопастями или роторами, батареями и цифровым выводом. Но, повторяем, простейший тип, показанный здесь, вполне надежен и долговечен.

Безветрие

Мы предполагали условия безветрия в главах о первых полетах, но вернемся к ним снова с учетом дополнительных знаний об относительных скоростях.В полностью безветренную погоду, когда скорость воздуха по отношению к земле равна нулю, все наши скорости относительно воздуха будут теми же относительно земли.Это значит, что, если мы достигли на земле скорости 25 км/ч во время бега при взлете, наша "воздушная" скорость будет тоже 25 км/ч, т. е. достаточной, чтобы парашют поднял нас.Если во время торможения при посадке мы уменьшили "воздушную" скорость, примерно, до 20 км/ч, это будет наша скорость относительно земли в момент касания.Полеты в безветрие имеют свои преимущества и недостатки.Преимущества заключаются в том, что вы можете взлетать и садиться в любом выбранном вами направлении. Ваша скорость в воздухе с поднятыми руками около 35 км/ч будет вашей скоростью относительно земли независимо от направления. Если ваше глайдирующее отношение 4:1 , вы сможете покрыть расстояние в 400 м с высоты 100 м в любом направлении. Наклон вашего холма может быть довольно отлогим, лишь немного круче, чем угол глайдирования.Поэтому, если у вас есть холм конической формы с плоской вершиной, вы можете взлетать в любом направлении и приземляться в любой подходящей точке внизу в безветренный день.Недостаток безветренного дня в том, что взлетная скорость около 25 км/ч, - чего никто, кроме фанатичных атлетов не любит, - а посадочная скорость около 20 км/ч, что плохо, особенно, когда на месте посадки под покровом травы имеются выступы скалистых пород и рытвины.В целом, недостатки полетов в нулевой ветер перевешивают преимущества. Это можно делать, когда вы хорошо натренированы во взлетах и посадках, но это не очень приятно и не рекомендуется.

Слабый ветер (до 15 км/ч)

Теперь мы собираемся наслаждаться данным видом спорта, т. к. будем совершать взлет и посадку против ветра, помня все время то, что мы изучили об относительных скоростях.ВЗЛЕТ: Вы, как и раньше, стоите на вершине холма, лицом к ветру, но ваша "воздушная" скорость уже около 15 км/ч. Когда вы начинаете бежать, вы только должны добавить скорость около 10 км/ч относительно земли - "ленивая рысь", - чтобы достичь воздушной скорости 25 км/ч, необходимой для покидания земли. Это большое удовольствие после того теоретического бега со скоростью 25 км/ч, который мы проделывали ранее, и вы уже никогда снова не захотите летать в безветрие.Есть и другое преимущество при взлете, нет, даже удовольствие, если этот ветер достаточно силен. Помните, как мы должны были бежать, смотреть вверх, проверяя купол, продолжать бег, чтобы он наполнился воздухом над нашей головой, ускоряться и т. д? Ну, а сегодня, раз купол поднялся, нам опять нужны 25 км/ч воздушной скорости для парашюта, чтобы он выдержал наш полный вес, но ветер в 15 км/ч уже достаточен для поддержки самого парашюта весом 5 кг, и вы можете просто стоять и смотреть на прекрасно наполненный парашют над вашей головой, а затем, когда вы будете готовы, сделать несколько шагов бегом - и взлететь.ПОСАДКА, опять ПРОТИВ ВЕТРА, даже легче. Приводя руки вниз и назад, уменьшая воздушную скорость, примерно, до 20 км/ч, а затем вычитая из этого противоположный ветер в 15 км/ч, получим, что ноги коснутся земли с относительной скоростью 5 км/ч - скоростью пешехода!НАКЛОН ХОЛМА должен быть круче, и это нужно пояснить. Ваш угол глайдирования по отношению к воздуху по-прежнему 4:1. Но т. к. вы летите против ветра, он не остается равным 4:1 по отношению к земле. Ваша скорость относительно земли уменьшилась до 20 км/ч, в то время как скорость снижения (погружения) порядка 2 м/сек осталась прежней. (Вертикального движения воздуха, которое могло бы повлиять на нее, нет). Это дает гораздо более крутой угол глайдирования по отношению к земле, почти вдвое круче, чем прежде. Поэтому при таком ветре ваш холм должен быть даже круче, чем угол глайдирования - не больше 2:1. (Это все же еще не так круто, чтобы вы не смогли бежать по нему вниз во время взлета, если понадобится, или вскарабкиваться назад после посадки у подножия).Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда вы ЛЕТИТЕ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ.Наша "воздушная" скорость, как всегда, 35 км/ч. К этому надо добавить 15 км/ч скорости ветра, что делает скорость относительно земли равной 50 км/ч! Это довольно быстро, и мы можем покрыть значительный кусок земли за короткое время, летя с таким ветром. Наш угол глайдирования относительно земли также будет очень пологим: 50 км/ч - это примерно 14 м/сек, в то время как снижение остается равным 2 м/сек, т. е. угол глайдирования составляет 7:1. Но ПОСАДКИ С ВЕТРОМ нужно избежать любой ценой. При скорости 40 км/ч она слишком быстра и опасна. ВЗЛЕТАТЬ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ практически невозможно. Вы должны бежать со скоростью 15 км/ч, чтобы "нейтрализовать" ветер сзади и потом добавить еще 25 км/ч, чтобы взлетать, т. е. бежать нужно со скоростью 40 км/ч. Меньше, чем это значение, - и вы упадете во время взлета при очень высокой скорости относительно земли. ПОЛЕТ ПОПЕРЕК ВЕТРА со скоростью 35 км/ч добавляет боковой дрейф со скоростью 15 км/ч, и результирующая скорость относительно земли будет больше. В случае ПОСАДКИ ПОПЕРЕК ВЕТРА вы коснетесь земли на большей скорости, чем минимальная скорость, вызывающая схлопывание парашюта - 20 км/ч, и касание будет боковым, что рискованно.Суммируем: взлеты и посадки на слабых ветрах приятны и легки в том случае, когда вы взлетаете и садитесь навстречу ветру. Будьте внимательны к направлению ветра все время и не поворачивайтесь спиной к нему вблизи земли.

Средний ветер (15-25 км/ч)

Это чудесный ветер для полетов. Все влияние ветра на ваш полет, описанный в предыдущей главе, применимо и здесь, но даже с большим эффектом.ВЗЛЕТ: Этот ветер достигает или сравнивается с вашей средней скоростью полета 25 км/ч. Вам не придется больше бежать вперед во время взлета, в худшем случае вы сделаете несколько шагов как пешеход. Парашют может поднять вас даже в момент раскрытия над головой без какого-либо движения вперед с вашей стороны, если вы привели руки вниз на уровень плеч.Наполнение парашюта воздухом тем методом, который был использован раньше (пилот стоит лицом вперед, а парашют на земле за ним), становится трудным при таком ветре. Существует момент, когда купол, более или менее надутый, начинает подниматься сзади вас под почти прямым углом к земле, подставляя всю свою поверхность ветру. Он превращается в мощный парус, пытающийся - и часто удачно - бросить вас на спину и потащить по земле, подбрасывая вверх и из стороны в сторону.ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ. Попросите кого-нибудь подержать передние ремни вашего сиденья, сделать несколько шагов вперед вместе с вами и держать до тех пор, пока ваш парашют не раскроется в безопасности над вашей головой, проверенный и выровненный по ветру, и пока вы не попросите отпустить вас. Если это один из ваших друзей по параглайдингу, он будет знать, что делать. Если это просто наблюдатель, объясните ему точно, что должно происходить и чего вы ждете от него. (И не забудьте поблагодарить его после взлета). Если же выодин, подумайте дважды о необходимости полета.


На следующую страницу