Оглавление

Burkhard Martens "Thermikbuch"

глава 3
      Что нужно знать, кроме потока?

Введение
Турбулентность
Турбулентность за горами
Турбулентность за горным хребтом
Турбулентность вблизи препятствий
Описание турбулентности на примере воды
Турбулентность на срезе ветра
Потоки с наветренной и подветренной стороны склона
Подветренный ротор.
Волновые потоки
Голубые термики
Обратимый поток
Конвергенция
Низкая база в предгорьях Альп
Инверсия
Инверсия в предгорьях Альп
Инверсия. Как набрать высоту?
Стекающая инверсия в зоне антициклона
Полеты на севере Альп при легком южном ветре
Паузы между циклами термической активности в середине дня
Смерчи
Поиск потока

        Поток - очень широкое понятие, но и помимо него существует много вещей, которые необходимо разъяснить.


Турбулентность


        Турбулентность - естественный враг пилота. Подветренный ротор является самой известной составляющей турбулентности. Существует очень мало пилотов, которые могут летать в турбулентности.
        Турбулентность образуется, например, на подветренной стороне гор или за деревьями, домами и другими препятствиями. "За"- имеется ввиду относительно направления ветра.
        Самолеты также оставляют за собой турбулентный след (спутные струи воздуха).
        Срез ветра и потоки тоже являются причинами образования турбулентности. Причиной образования турбулентности может быть поток, который уперся в инверсионный слой. Турбулентность слабая при слабом ветре и слабых потоках. Сильные потоки и ветер создают сильную турбулентность
турбулентность

Рис. 3.1.  Сильные потоки создают сильную турбулентность. Если пилот вывалится из потока, его может сильно просадить и отбросить от потока. Тоже самое происходит с пловцом на волне, когда волна под ним разбивается.

завихрения

Рис. 3.2.  На рисунке можно видеть завихрения, образованные летательным аппаратом. Чем больше летательный аппарат, тем больше спутная струя, и тем дольше она остается в воздухе. За большими самолетам спутные струи остаются около минуты и создают достаточно сильную турбулентность, в которой параплан может сложиться.
Рисунок сделал Манфред Кистлер (Manfred Kistler), Skywalk.

       В турбулентности параплан может сложиться, а дельтаплан уйти в пикирование. Это говорит о том, что пилот, в конечном счете, может разбиться.
        Многие видели, как разбиваются волны на море. Пловец, находящийся на волне, падает далеко вперед - Воздух нельзя увидеть, однако если пилот окажется на краю термика, процесс будет точно такой же.
        При приземлении самолетов иногда можно видеть струи воздуха, которые самолет оставляет за собой. Эти струи могут очень долго оставаться в воздухе. Большие машины также оставляют за собой очень сильные спутные струи воздуха. Если пилот на дельтаплане или параплане окажется в этот момент сзади, он почувствует очень сильную турбулентность. Многие парапланеристы знают это по собственному опыту. Спутные струи воздуха может почувствовать также пилот-парапланерист, оказавшись сзади другого параплана. Это регулярно происходит при парении в динамике на одной высоте.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Наветренная сторона
сторона препятствия, на которую дует ветер, здесь можно летать.
Подветренный ротор
завихрения воздуха за препятствием, относительно направления ветра. Такие места следует избегать.
Ламинарное течение
ровный поток воздуха, без перемешивания.
Турбулентное течение
сильное беспорядочное течение, состоящие из большого числа разных по величине завихрений.

        Чем больше препятствие, тем сильнее турбулентность. Чем сильнее ветер, тем больше завихрения воздуха. За небольшими препятствиями, как например, полоса деревьев, в сильный ветер следует садиться примерно в ста метрах от них. Если препятствием является дом, то лучше сесть перед ним, чем за ним.

турбулентность

Рис. 3.3.  За домом образовался слой турбулентного воздуха. Это называется подветренным ротором. Следует летать перед домом с наветренной стороны.

завихрения

Рис. 3.4.  Здесь, с подветренной стороны не образуется турбулентность, только увеличивается снижение.

в начало

Турбулентность за горами


        Сила турбулентности зависит от конкретной местности и ситуации (являются горы пологими или отвесными и насколько сильный ветер).
        Чем сильнее ветер, тем сильнее турбулентность, и тем больше протяженность завихрений за горой. Непосредственно за горой турбулентность сильнее, чем дальше от неё.
турбулентность

Рис. 3.5.  За пологими горами воздух достаточно спокойный, но очень сильные нисходящие потоки. Дельтаплан решил остаться с наветренной стороны.

завихрения

Рис. 3.6.  Полет со знаменитых трех башен в Доломитах (Италия).
Турбулентность за отвесными скалами слишком сильная, поэтому очень важно оставаться с наветренной стороны горы. Пилоту лучше лететь влево.

в начало


Турбулентность за горным хребтом

        Сила и протяженность турбулентного слоя воздуха за горным хребтом зависит от силы ветра и крутизны склона.
        На рисунке изображены типичные склоны, где обычно летают в динамике. Там можно приземлиться на вершину. Ниже приведено несколько советов, как это сделать.
        В горах есть отличные стартовые площадки, где, как показано на рис. 3.8, можно учиться посадке на вершину.
       Например, в Италии - Кастеллучо (Castellucio), Медуно (Meduno), Фельтрэ (Feltre),
во Франции - Аспрэ (Aspre).
турбулентность

Рис. 3.7.  Если ветер на этом склоне сильный, то протяженность турбулентности будет тоже, примерно, в три раза больше, чем высота склона. Но теперь посадка на вершину очень опасна.

завихрения

Рис. 3.8.  За отвесными скалами непосредственно за хребтом образуется подветренный ротор. На рисунке он показан зеленым цветом. Если ветер слабый, то протяженность умеренно неспокойного воздуха над вершиной, пригодной для посадки, будет примерно в три раза больше, чем высота склона.

        СПРАВЕДЛИВО ДЛЯ ВСЕХ МЕСТ:

турбулентность

Рис. 3.9.  Если переход от склона к плато плавный, то подветренного ротора, скорее всего, не будет. Его не будет даже при сильном ветре. Такие склоны для полетов в динамике на параплане - просто мечта. Всегда возможна посадка на вершину. См. рис. 10.27

завихрения

Рис. 3.10.  Если склон термически активный, на вершину садиться не следует. На краю склона поток втягивает в себя воздух, и при сходе потока, на плато образуется попутный ветер.

в начало

Турбулентность вблизи препятствий

        Турбулентность возникает не только за горами, деревьями, домами и другими препятствиями. Если ветер дует около препятствия, с его стороны возникает ротор.
        Несмотря на это, можно перелететь из пункта "А" в пункт "В". Следует облететь этот провал так, как показывает красная дуга на рис. 3.11.
        Будет еще проще, если пилот в пункте "А" найдет поток и обработает его, тогда ему не придется выскребаться вдоль склона, и он сможет лететь прямо в пункт "В".
турбулентность

Рис. 3.11.  На этой горе образовался ротор со стороны препятствия, он показан зеленым цветом. Ветер дует слева и останавливается на участке от пункта "А" до пункта "В". Если же пилот облетит по дуге, то он не попадет в ротор.

завихрения

Рис. 3.12.  Когда долинный ветер попадает в это горлышко, он значительно усиливается. Здесь он не сильный, так как выдавливается вверх над горами. Но на прилежащих склонах образуется ротор со стороны.
На рисунке: Посадка в Дидамскопф, Брегензер Вальд (Diedamskopf, Bregenzer Wald) (Австрия).

в начало


Описание турбулентности на примере воды
Вода и воздух во многих ситуациях имеют сходное поведение. Интересующийся пилот может, глядя на камень, обтекаемый водой, представить себе потоки воздуха. Воздух, так же как и вода, обтекает препятствия. Где поднимается, где возникает турбулентность, и как закручивается воздух за препятствием, ламинарно или турбулентно - все это можно увидеть.
        На рисунках изображены камни, которые обтекаются так же, как горы, воздухом.
        Посмотрите на камень в воде. Сравните разницу, когда поток воды сильный и когда слабый. Сравните, как вода обтекает гладкий камень и острый. Где и как образуются завихрения и какова их протяженность.
турбулентность воды

Рис. 3.13.  Здесь вода течет слева направо. На средней части камня пилот может хорошо выпаривать.
        По краям камня вода течет поперек. Это происходит и при парении на реальном склоне. Лучше всего выпаривать в центральной части склона. За камнем образуются небольшие завихрения, так как вода течет медленно. Это значит, что образуется только слабая турбулентность.

турбулентность

Рис. 3.14.  Быстрый горный ручей. Перед камнем можно хорошо выпаривать. За камнем образуются завихрения, протяженность которых примерно в пять раз больше высоты камня. Затем течение успокаивается.

завихрения

Рис. 3.15.  Вода течет быстро и плавно обтекает камень, прежде чем внизу становится турбулентной. То же самое происходит и на горе, где пилот со скоростью 10 м/с(!) с подветренной стороны снижается в спокойном(!) воздухе. Около земли параплан сложится, а дельтаплан, скорее всего, кувыркнется.

        Данные примеры показывают, каким образом ведет себя воздух с подветренной и наветренной сторон препятствия.

в начало


Турбулентность на срезе ветра

        Когда два ветра различного направления сталкиваются в воздухе, образуется так называемый срез ветра.
        Срез ветра всегда есть в горах, где долинный и высотный ветра имеют различные направления. Протяженность и сила турбулентности на срезе зависит от силы ветров. Как правило, на срезе воздух лишь слегка неспокойный, редко, при очень сильном срезе ветра, образуется довольно сильная турбулентность.
        Очень часто срез ветра встречается при наличии инверсии. Ветра над и под инверсионным слоем часто имеют различные направления.

Замечание: Инверсия не только является препятствием для образования потоков, она ограничивает ветровые течения по высоте. На земле может дуть сильный ветер, тогда как над горой может быть штиль. У парапланериста должен быть всегда прицеплен акселератор. Так как в таких случаях он ему будет необходим.

турбулентность

Рис. 3.16  Этот пилот снижается в очень холодный слой приземной инверсии. На высоте дул южный ветер со скоростью 15м/с, а под инверсией - северный со скоростью 10м/с. Турбулентность на срезе была очень слабая, лишь с небольшими колебаниями.

в начало

Потоки с наветренной и подветренной стороны склона

        При полетах в потоках важно знать направление ветра. Обычно летают с наветренной стороны склона. Если ветра нет, то с солнечной стороны склона, более пригодной для образования потоков.

термики

рис. 3.17  Поток в штиль.

рис. 3.18  Поток с наветренной стороны склона.

рис. 3.19  Поток с подветренной стороны склона.

Драуталь

Из личного опыта:
        Однажды мне довелось обрабатывать поток с подветренной стороны Лабэр, Оберраммергау (Laber, Oberammergau) (Германия). Я был невысоко над горой и провалился в подветренный ротор. Я снижался с постоянной скоростью 9 м/с. Мне казалось, что я свалюсь прямо в монастырь Эт-таль (Ettal). Затем, над стенами монастыря я начал подниматься вверх со скоростью 6м/с. Срез потока (от -9 до +6 ) был очень жестким. К счастью, мне удалось отцентровать ядро. В дальнейшем, летая на горе Лабэр, я больше никогда не залетал за хребет в знакомый мне подветренный ротор.



Рис. 3.20  Потоки с подветренной стороны склона в горах. Их можно увидеть по облакам, сдуваемым ветром в долину. В этот день можно было пролететь большой маршрут. Поток поднимался по ветру у склона очень высоко. Стартовать было очень легко, однако, воздух был достаточно турбулентным. Летать было не так уж просто.
На рисунке: летное место Драуталь, Грайфенбург (Drautal, Greifenburg), (Австрия)


в начало

Подветренный ротор.
Можно летать или нет?
Или когда летать в подветренном роторе особенно опасно

        Если не удается найти поток с наветренной стороны склона, то возникает вопрос: есть ли что-нибудь с подветренной стороны?
        Подветренный ротор - это не только подветренный ротор. На рис. 3.21 изображена подветренная сторона склона в стабильную погоду, которая бывает, например, осенью во время антициклона, при наличии сильной инверсии. Температура воздуха почти не понижается с увеличением высоты. На примере изменение температуры составляет 1 градус на 1000м, или на 0.1 градус каждые сто метров. Слой воздуха у склона, в котором пилот собирается выпаривать, будет выдуваться ветром высоко вверх. Температура будет понижаться на 1 градус, каждые 100 метров (сухоадиабатически). У склона горы, на высоте 1000 метров, температура воздуха будет на 10 градусов ниже, чем внизу. Температура же окружающего гору воздуха на высоте 1000 м будет всего на 1 градус ниже, чем у земли. Это значит, что температура поднятого наверх воздуха на 9 градусов ниже, чем температура окружающего воздуха. Этот холодный воздух очень тяжелый, его перетягивает на другую сторону горы, где он образует сильный слив и мощнейшую турбулентность. Сюда не залетают даже "отморозки".
        Для отрыва потока от земли достаточно разницы температур всего в два градуса. Что же происходит с потоком, который поднимается при разнице температур в 9 градусов. Возможно, скороподъемность в нем превышает 20 м/с. И, примерно с такой же скоростью воздух стремится к земле.
        На рис. 3.22 изображена та же гора, только атмосфера уже нестабильная, и с высотой температура сильно понижается. Температура принесенного ветром воздуха адиабатически понижается до 10 градусов, однако, температура окружающего воздуха на высоте 11 градусов, т.е. всего на 1 градус выше температуры воздуха, поднятого ветром. За горой образуется слив, но при такой незначительной разнице температур турбулентность с подветренной стороны горы будет слабая.
        Тот, кто хочет найти и обработать поток с подветренной стороны горы, должен уметь активно пилотировать, и все же в случае на рис 3.22 это более безопасно, чем в случае, показанном на рис. 3.21.

турбулентность

Рис. 3.21.  Стабильная атмосфера, сверку и снизу теплый воздух (температура на рисунке отмечена зеленым цветом). Воздух, поднятый ветром наверх, сильно охлаждается (желтые кружки). За горой образуется плотный воздух, который стекает вниз, создавая мощнейшую турбулентность. Разность плотности образуется из-за большой разницы температур.

завихрения

Рис. 3.22.  Нестабильная атмосфера, внизу теплый воздух, вверху холодный. Воздушная масса охлаждается так же, как на рис. 3.21. Из-за разницы температур плотность воздуха становится различной. Но в этом случае разница температур и, как следствие, плотности незначительная, холодный воздух стекает с горы медленно, а турбулентность достаточно слабая.


        На обоих рисунках ветер слабый. Большую роль играет воздух, поднятый ветром наверх, который смешивается с окружающим воздухом, аналогично тому, как изображено на рисунках.
        Данные примеры описывают возникновение турбулентности вследствие образования холодных воздушных масс. Естественно, это в значительной мере зависит от ветра. Из чего можно сделать вывод: сильный ветер = сильная турбулентность.

Замечание:
Случай с полетами в подветренном роторе при слабом ветре я придержал для хороших, активно летающих пилотов, которые смогут справится с данными условиями. Могу сказать, что я до сих пор не очень охотно лезу в подветренный ротор. Однако, если по маршруту другой возможности набрать высоту нет, то я принимаю этот риск. Действительно ли ветер слабый и атмосфера нестабильна? Если да, то я туда лечу. Только при этих условиях, и если рядом есть посадочная площадка, так как если мне не удастся там ничего найти, я очень быстро окажусь на земле.


в начало


Волновые потоки.
Полет в подветренной части волнового потока


        Полеты в волновых потоках более свойственны планерам. Во время сильного фёна в волновом потоке планер может набрать высоту более 10 км при скорости свыше 100км/ч! При слабом ветре парапланы и дельтапланы тоже имеют шанс летать в волновых потоках.

облака         Каждый пилот летательного аппарата из ткани должен знать, что в сильный ветер оставаться в воздухе обычно очень рискованно.

Рис. 3.23  Ровные волновые облака. Они образуются при наличии очень сильного ветра.

        В прогнозе погоды для планеров очень часто сообщают о наличии волновых потоков. Как правило, это сообщается следующим образом: "Скорость ветра для образования волновых потоков недостаточна" или "в северной части Альп возможно образование волновых потоков". В этом случае подрываются все планеристы. А дельтапланеристы и парапланеристы с большим предпочтением остаются на земле.
        Несмотря на это, возникает вопрос, когда можно летать на параплане в волновом потоке? Так, например, в волновом потоке Туринген (Thuringen) вот уже многие годы летают на парапланах и дельтапланах.

Чтобы совершить полет в волновом потоке,
необходимо знать следующие условия его образования:

Как выглядит поверхность: Какая должна быть погода:


        Чемпион Европы Кристиан Мауэр (Chrigel (Christian) Maurer) летом 2004 года пролетел небольшой маршрут в волновом потоке. Дополнительную информацию об этом полете можно посмотреть на сайте www.shv-fsvl.ch в архиве. Впечатляющее чтиво! Его скорость относительно земли превышала 100км/ч.

        Из личного опыта:
Однажды я попал в интересную ситуацию на своей горе Браунек (Вгаuneck). Все условия появления волновых потоков были соблюдены. На посадке дул порывистый южный ветер со скоростью 30км/ч. Прилегающий холм, который был причиной образования волнового потока, был высотой 150 м. На расстоянии 400-800 метров от холма образовался волновой поток, в котором летали пилоты на высоте от 100 до 300 метров. Максимальный подъем составлял примерно 1м/с. Воздух в волновом потоке был очень спокойный, а в зоне посадки была слабая турбулентность.

волна         Рис. 3.24  Волновые потоки в летном месте Браунек (Вгаипеск). Маленький прилегающий холм слева на картинке является триггером. Волновые потоки образуются недалеко от стоянки автомобилей, если дует южный ветер (слева) со скоростью примерно 25-30км/ч, и атмосфера стабильна.

в начало


Голубые термики

        Голубые термики - потоки, которые не образуют облаков.
        Голубые термики образуются при очень сухом воздухе. Поток поднимается вверх, охлаждается и останавливается на уровне инверсии, не достигая точки росы. Точка росы - это уровень, на котором влага, содержащаяся в воздухе, начинает конденсироваться.
        Если инверсия, которая останавливает поток, находится на большой высоте, то воздух должен быть очень сухой, так как в противном случае образовались бы кучевые облака.

Из личного опыта:
Самый лучший свой маршрут я пролетел в день голубых термиков. Широкие и спокойные потоки с постоянной скороподъемностью 5 м/с. Никакой опасности образования грозы, никаких затенений. Было просто супер! Я мог все время лететь долиной, т.к. там сходили потоки в сторону гор.

голубые термики Рис. 3.23  Голубые термики в Австралии. Потоки, образующие облака, находятся на расстоянии примерно 100 километров.


        В действительности, достаточно сложно искать потоки, когда нет облаков. К тому же, сложно определять снос потока, когда набираешь высоту. Пилот летает, ориентируясь на границы схода потока, или использует другую информацию, например, следит за другими пилотами, птицами, пыльцой и т.п., которые поднимаются вверх. Голубой термик ничем не отличается от термика, который формирует облако. Он также может быть узким или широким, сильным или слабым.

Замечание:
В некоторых летных местах очень безлюдно. Например, мои друзья в Австралии всегда летают только вдоль трасс или недалеко от них.


Замечание:
Надеяться на спокойную погоду только потому, что небо безоблачно - великое заблуждение.


в начало


Обратимый поток

        Обратимый поток - это самое лучшее, что пилот может найти в потоке. Это своеобразная смесь потока и конвергенции. На теневой стороне долины воздух охлаждается и стекает с горы вниз (см. рис. 1.6). Это происходит, как правило, вечером на восточных склонах. Этот воздух, стекающий с горы, подтекает под теплый воздух в центре долины и срывает его с земли. Это одна сторона образования обратимого потока.
        С еще освещенных гор, с вершин сходят последние потоки, но ниже границы тени склон и воздух холодные, и воздух начинает стекать вниз. Это течение и стекающий с теневой стороны долины воздух встречаются в долине.
        Что же должен делать воздух? Он не может опускаться под землю, и ему остается только подниматься вверх в долине. Сначала ближе к освещенной части, затем к центру долины. Теперь обратимый поток образуется на границе столкновения двух холодных воздушных течений. Восходящие потоки не очень сильные, но очень спокойные и широкие. Пилот, который попал в обратимый поток, может летать очень долго, спокойно бросив клеванты. Не нужно лететь к горе, нужно целеустремленно двигаться к центру долины. Чем выше прилегающие горы, тем с большей вероятностью можно найти обратимый поток. Иногда эти потоки можно заметить по облакам, обычно по клочкам облаков, которые образуются вечером над долиной. При помощи обратимых потоков можно пролететь много километров. Иногда можно наблюдать образование обратимых потоков до самой ночи.
облака

Рис. 3.26.  Скоро образуется обратимый поток. На вечерних западных склонах еще образуются потоки, а восточные склоны уже в тени, с них воздух стекает вниз.

завихрения

Рис. 3.27.  Начало образования обратимого потока. Холодный воздух стекает с обеих сторон в долину. Там потоки воздуха встречаются, и воздух начинает медленно подниматься вверх. Это заметил пилот дельтаплана и теперь летит на большой высоте в середину долины.

Замечание:
Обратимые потоки бывают также на море. Я однажды встретил их в Монако. Воздух, стекающий с горы, выталкивал более теплый (над теплой водой) воздух недалеко от пляжа. Мне тогда еще полчаса удалось полетать. Это было действительно невообразимо!


долина Изарталь

Рис.3.28  Обратимый поток весной, долина Изарталь (Isartal), Бавария (Германия). Облачность говорит об образовании обратимого потока внизу.

вечером над Силлиан

Рис.3.29  Обратимые потоки могут встречаться и в дни голубых термиков. Чем выше окружающие горы, тем больше вероятность образования обратимых потоков.
На рисунке: вечером над Силлиан (Sillian) (Австрия).

Последние следы

Рис.3.30   Последние следы обратимого потока в центре долины. Эти маленькие клочки облаков показывают слабые восходящие потоки.

старт на закате солнца

Рис.3.31  Если пилот стартует на закате солнца, гора должна быть достаточно высокой, чтобы ему удалось долететь до центра долины, где есть обратимые потоки.



в начало


Конвергенция

        При столкновении двух воздушных масс воздух поднимается. Это называется конвергенцией. Полеты в конвергенции оставляют неизгладимые впечатления. Подъем не сильный, но спокойный и продолжительный. Это доставляет огромное удовольствие. В условиях конвергенции можно перелететь долину без потери высоты. Это особенно важно для тех, кто летит по маршруту. Существуют облака, которые говорят о наличии конвергенции.
        Если две долины разделены горным перевалом, то оба долинных ветра встречаются на перевале. Там где ветра сталкиваются, воздух поднимается вверх. В зависимости от преобладающего ветра на высоте, конвергенция смещается вправо или влево от вершины перевала. Если пилот собирается пересечь долину, то ему повезет, если ему удасться попасть в конвергентный слой воздуха. В этом случае он сможет перелететь долину без потери высоты. Бесполезно спрашивать местных жителей о том, где находится конвергенция, ее можно распознать только по небольшим кучевым облакам.

форма облаков при конвергенции

Рис.3.32  Типичная форма облаков при образовании конвергенции.

Конвергентные облака в долине Сугана

Рис.3.33  Конвергентные облака в долине Сугана (Val Sugana), по дороге в Бассано (Италия).
В долине дул сильный северный ветер. В итоге мы увидели перед собой влажный воздух над горой Поэбене (Poebene). Это означало, что северный ветер должен стихнуть, и мы наверняка сможем полетать в Бассано.
На границе столкновения воздушных масс образуются маленькие кучевые облака.

Конвергенция на горном перевале Рис.3.34   Конвергенция на горном перевале. Из обеих долин дуют сильные ветра, они сталкиваются над горным перевалом и образуется конвергенция. Пилоты распознали её, и теперь им ничего не стоит пересечь долину.

волна        

        Рис. 3.35  Конвергенция в верхнем Валлисе (Wallis), (Швейцария) в долине Гомс (Goms).
Долинный ветер на перевале Гримзэл (Crimsel) настолько сильный, что он образует конвергенцию в долине Гомс, и по мере услинения ветра конвергенция смещается вправо в сторону Фиш (Fiesch).

Другие примеры конвергенции:

  1. Конвергенция на горном перевале На перевале Герлоспасс (Gerlospass) в долине Пинзгау (Австрия), в раю маршрутных полетов, очень часто встречается явление конвергенции. Многие пилоты пытаются воспользоваться этим и перелететь из долины в долину вблизи перевала. Счастливчикам удается обнаружить конвергенцию. Значительно проще обнаружить конвергенцию, если она обозначена облаками.
    Рис. 3.34  Конвергенция на горном перевале.
    Из обеих долин дуют сильные ветра, они сталкиваются над горным перевалом и образуется конвергенция. Пилоты распознали её, и теперь им ничего не стоит пересечь долину.

  2. Конвергенция в долине Гомс Довольно известная конвергенция образуется в долине Гомс, в верхней части Валлис. Долинный ветер, который дует через перевал Гримзел в долину Гомс, сильнее, чем ветер в долине Гомс. Этот ветер с перевала попадает в долину Гомс и дует против долинного ветра в сторону Валлис. Через какое-то время конвергенция перемещается еще дальше от перевала. Очень часто к четырем часам дня она достигает посадочной площадки в Фиш.
    Рис. 3.35  Конвергенция в верхнем Валлисе (Wallis), (Швейцария) в долине Гомс (Goms).
    Долинный ветер на перевале Гримзэл (Crimsel) настолько сильный, что он образует конвергенцию в долине Гомс, и по мере услинения ветра конвергенция смещается вправо в сторону Фиш (Fiesch).

  3. берег озера Комер Северный берег озера Комер (Comer) имеет причудливый изгиб. За изгибом есть восходящий поток воздуха. Объяснение на рисунке
    Рис. 3.36  Конвергенция на озере Комер (Comer), (Италия).
    "В" и "С" - типичные места для полетов в динамике, где "В" - это стартовая площадка Монте Меззо (Monte Mezzo).
    Более интересно место "А". Там ветер обтекает изгиб озера. Небольшая часть ветра также обтекает левую часть берега. Эта часть воздушного потока потом попадает в нижний слой долинного ветра и, сталкиваясь с ним, отклоняется вверх. Площадь этой конвергенции (отмечено красным) составляет почти квадратный километр, а высота - 300 метров.

  4. Морской бриз в Андалузии Над морем можно иногда наблюдать облака. Если воздух выдувается местным ветром на море, то этот теплый воздух может там подниматься в виде широкой линии. Ее видно, как мнимую линию фронта.
    Рис. 3.37  Морской бриз в Андалузии (Испания).








  5. морской ветер на Тенерифе Холодный воздух с моря затекает под теплый воздух, лежащий на земле. Таким образом, формируется широкая линия восходящего воздуха. Чем сильнее дует ветер с моря, тем шире зона конвергенции.
    Кроме хорошо заметной линии облаков, отдыхающие, как правило, больше облаков не наблюдают.
    Рис. 3.38  На Тенерифе морской ветер формирует большие термичные облака. Всего в двух километрах от моря, несмотря на большую тень, можно найти много потоков, а на пляже в это время можно прекрасно полежать под солнцем (нет тени).


  6. Ветер в долине Иннталь В долине Иннталь (Inntal) ветер дует из Инсбрука по направлению в Арлберг (Arlberg) и из Райнталь (Rheintal), Швейцария, тоже по направлению в Арлберг. Там, где эти ветра встречаются, образуется конвергенция. Это можно определить по низкой базе воздушной массы в Райнталь, тогда как потоки в Иннталь формируют высокую базу.
    Рис. 3.39  Когда два долинных ветра встречаются, и воздух в долине достаточно влажный, тогда база облаков в месте столкновения будет низкой.
    На фото группа пилотов летит прямо в поток с более низкой базой облака.



Замечание:
Если на высоте сформировалась хорошая конвергенция, на земле может быть опасная турбулентность.

морской ветер на Тенерифе Замечание:
Существует конвергенция, которая формируется при столкновении двух различных высотных ветров. Облака в этом случае формируются так же, как и при конвергенции, возникающей при столкновении долинных ветров. Однако, для наших летательных аппаратов такая конвергенция не создает восходящих потоков. Мы не можем забраться на столь большую высоту.


Рис. 3.40  Конвергентные облака на большой высоте.
Для парапланов и дельтапланов подходящих потоков нет.


в начало


Низкая база в предгорьях Альп

        В противоположность центральным Альпам, воздух в альпийских предгорьях значительно влажнее. В северной части Альп осадки более частые, чем в южной. Зато в южной части Альп дует влажный морской ветер. Влага во время антициклонов попадает в первую очередь в болотистые места, большие реки и на многочисленные луга. Из этого следует вывод, что база облаков, а вместе с ней и потоки, будут иметь определенную высоту. Так, например, база облаков на горе Браунек (Brauneck) или Валльберг (Wallberg) (50км южнее Мюнхена) чаще всего на 500-1000м ниже, чем база облаков всего на 15-20км южнее. Поверхность долины также поднимается, однако, не так быстро, как база облаков.

базы облаков         Кроме сухого воздуха, на формирование высокой базы облаков в центральных Альпах также влияет температура воздуха у поверхности. На одной и той же высоте в горах теплее, чем в предгорьях, см. главу "Долинный ветер". Вследствие этого база поднимается еще выше.

        Рис. 3.41  Значительная разница высот базы облаков есть, например, в Доломитах (Италия). Севернее Мармолады находится почти полностью закрытая сухая долина Фасса, а южнее Мармолады приходит влажный воздух из Поэбене (Poebene).

Замечание:
При различных высотах базы облаков иногда можно летать рядом с облаками, а не под ними. Примером тому может служить летное место Браунек. Я пролетаю несколько километров на запад, к стене Бенедиктенванд (Benediktenwand). Там база облаков, как правило, заметно выше. Лечу дальше к Ёхсберг (Jochsberg) и к озерам Кохельзее (Kochelsee) и Вакхензее (Wakchensee). Это более влажные места, и здесь база опускается.
Гало Если мне повезет, то я долечу до следующего потока над базой облаков. Как только мой параплан окажется между облаком и солнцем, я смогу увидеть свое гало. Отличное зрелище!


        Рис. 3.42  Пилот может увидеть свою собственную тень в гало, когда он находится между солнцем и облаком. Это видно ярче, когда облако более плотное.






в начало


Инверсия

Приземная инверсия, приземный туман,
озеро холодного воздуха, туман на высоте

        Как правило, температура при увеличении высоты понижается. Если она понижается очень быстро, это значит, что атмосфера нестабильна. Если же температура изменяется медленнее, то атмосфера более стабильна. А иногда температура с увеличением высоты повышается или остается неизменной. Такое явление называют инверсией.

базы облаков

        Рис. 3.43  Эти облака выглядят как стена фронта. Однако, это всего лишь влажный воздух, который в Валлис (Wallis), (Швейцария) принес легкий южный ветер. В такую погоду в Валлис можно хорошо полетать, пока южный ветер еще не раздулся. Полеты в южном направлении невозможны. База облаков в северной части долины в такие дни (см. рис.3.41) лежит на высоте 1500-2000м.

на старте в Инсбруке

Рис. 3.44  Середина лета на старте в Инсбруке (Австрия). Для наших пернатых друзей уже образуются подходящие потоки. Парапланеристам и дельтапланеристам лучше подождать еще пару часов, чтобы затем насладиться парящим полетом. В долине видно озеро холодного воздуха, а на склоне видно как образуются первые слабые потоки.


        Инверсия останавливает восходящие потоки.
        Существует разные виды инверсии.
        Утренняя приземная инверсия уже упоминалась. Ночью земля охлаждается. Следовательно, охлаждается и приземный слой воздуха. Холодный воздух тяжелее теплого и поэтому по утрам в долине образуется озеро холодного воздуха. Летом озеро холодного воздуха можно определить по легкой дымке.
        Осенью и зимой его покрывает густой туман, который простирается по долине (см. рис. 5.18). Для тех, кто собрался в горы, это отличные дни. Можно летать даже над этим высоким туманом. Но в нем должны быть достаточно широкие дыры, чтобы можно было отчетливо видеть место посадки, как показано на рис. 3.46.

Замечание:
Толщина приземного тумана различна. Место посадки должно быть выше слоя тумана. Я надеюсь, что никому не придет в голову идея летать в таком тумане по GPS. Такой туман иногда может лежать у самой земли, особенно поздно вечером.

Старт Криппенштейн Замечание:
Первые потоки начинают сходить со склона, но в долине еще лежит приземный слой инверсии (см. рис. 3.45). Ранний старт возможен во многих летных местах. Пилоту лишь нужно подняться на пару сотен метров выше. Там ему удастся попасть в поток, который сходит со склона, и долго сохранять свою высоту. Потоки станут лучше сразу же, как только испарится приземный туман и прорвет приземную инверсию под влиянием солнца. В таких случаях подъем выше на гору часто себя оправдывает.

Рис. 3.45  Старт Криппенштейн (Krippenstein), озеро Халльштэттер (HallstaetterSee), (Австрия).

        Ранняя осень, но солнце еще достаточно яркое, чтобы прогреть приземный туман. Девушка это знает и радуется предстоящему полету.

гора Браунэк Рис. 3.46  Если в тумане есть разрывы, можно насладиться отличным полетом на горе Браунэк, 50км к югу от Мюнхена (Германия). Такие полеты можно наблюдать довольно часто в период с ноября по январь.




















в начало


Погодные условия, при которых образуется инверсия в предгорьях Альп

        Летом в предгорьях Альп довольно часто образуется инверсия. Во время антициклона воздух медленно прогревается до значительной высоты. Воздух почти не перемешивается. Из-за выхлопных газов и выбросов промышленных предприятий, которые загрязняют воздух, можно увидеть инверсионный слой. Особенно редко удается полетать в потоках на севере Альп. Это хорошие условия для обучения, спокойные планирующие полеты, а если и удается найти восходящие потоки, то они, как правило, очень мягкие.

гора Браунэк

Рис. 3.48  Летняя инверсия в северной части Альп. Хорошие потоки можно найти только в центральных Альпах. На рисунке изображено плато Вайдрингер (Waidringer), (Австрия). На горизонте виден слой загрязненного воздуха в северном направлении.

        Грязный воздух можно легко определить, если посмотреть на равнину с горы.
        Летные места с высокой инверсией можно найти в высоких Альпах. Чем ближе к главному Альпийскому хребту, тем сильнее потоки.

Замечание:
Поток, который пробивает инверсионный слой, на границе, как правило, довольно жесткий. Тому, кто хочет насладиться хорошим парящим полетом, не стоит обкручивать последние 100 метров перед инверсионным слоем. Немного ниже, воздух значительно спокойнее.

Летняя инверсия на юге Альп

        Рис. 3.47  Летняя инверсия на юге Альп, Бассанодель Граппа. В отличие от северной части Альп, в этом инверсионном слое можно набирать высоту в потоках до самой верхней границы инверсии. В тех самых "волшебных потоках" в Боссано.

в начало


Инверсия в средних слоях воздуха. Как набрать высоту?

        Иногда тонкий слой инверсии образуется в промежуточных слоях воздуха. Большинство пилотов летают ниже. Но некоторым удается пробить инверсию, и это, как правило, доставляет большое удовольствие. Испытываешь отличные ощущения, наблюдая сверху остальных пилотов.
Существует две возможности пробить инверсионный слой. Смотри рисунки.
пузыри теплого воздуха

Рис. 3.49  В пик термической активности пузыри теплого воздуха поднимаются так быстро, что тонкий слой инверсии их просто не может остановить. Таким образом, поток пробивает инверсию и поднимается дальше. Если пилоту повезло, то он сможет долго летать над инверсионным слоем.

завихрения
Инверсия

Рис. 3.50  Столбы охлажденного воздуха хорошо видны во влажной атмосфере из-за крупных капель. Они образуются благодаря туману на высоте. Потоки в столбах охлажденного воздуха недостаточно сильны, чтобы пробить инверсионный слой.

Рис. 3.51.   Инверсия лежит в среднем слое воздуха, снизу и сверху слои воздуха нестабильные. База облаков достаточно высокая, однако, инверсионный слой не позволит пилотам набрать высоту. Если пилоту все же удастся пробить инверсионный слой, то он сможет дальше набирать высоту над инверсией. Пробить инверсию пилот сможет так, как показано на рисунке 3.49, или же, взлетев с горы, вершина которой находится над уровнем инверсии. Поднимающийся теплый воздух слабо, но все же пробивается через тонкий инверсионный слой. Пилоты, которые хотят набрать высоту, в большинстве случаев должны летать не дальше чем в 10-30 метрах от склона.
У высоких гор инверсию могут пробивать достаточно широкие потоки. Благодаря горам подъем здесь значительно лучше.

в начало


Стекающая инверсия в зоне антициклона

        В зоне антициклона образуется так называемая стекающая инверсия. Если воздух сжимается, то его температура возрастает. Это можно проверить на примере велосипедного насоса. На высоте воздух нагревается сильнее, т.к воздух на поверхности земли под давлением отклоняется в сторону. Таким образом, на высоте образуется более теплый слой воздуха, или инверсия. Во время антициклона, инверсия с каждым днем опускается все ниже и сокращает высоту потоков.
        Жизненный цикл стекающей инверсии показан на рис 3.52 стекающая инверсия

Рис. 3.52  В зоне антициклона воздух стекает вниз. Сначала инверсия образуется на высоте, потому что воздух на земле может отклоняться в сторону. При этом воздух опускается со скоростью несколько сантиметров в секунду.


        Если следом за антициклоном приходят холодные воздушные массы, то, как правило, в последний день влияния антициклона можно еще раз насладиться отличными маршрутными полетами.
        Каждый знает, что в зоне антициклона кучевые облака распадаются, и поэтому можно летать в потоках. Если бы они не распадались, то небо было бы полностью затянуто облаками, и солнце бы больше не светило. Почему же распадаются кучевые облака? Медленно опускающийся воздух также тянет облако вниз и нагревается. Теплый воздух может впитывать больше влаги, и облако растворяется. Поток поднимается вверх со скоростью несколько метров в секунду, и его скорость примерно в 100 раз больше скорости стекающего в зоне антициклона воздуха.

Летняя инверсия на юге Альп

        Рис. 3.53  На рисунке изображен жизненный цикл стекающей инверсии в течение нескольких дней. Красная линия показывает высоту точки росы. Место, где в восходящем потоке влажность воздуха достигла 100% и образовались облака. Черной линией показана высота развития облаков. Чем дальше линии на рисунке расположены друг от друга, тем выше облака. Если стекающая инверсия находится ниже точки росы, то небо безоблачно.

Пояснение рисунка 3.53

День первый:

Прямо под холодным фронтом лежит еще значительный слой влажного воздуха, и база облаков - низкая. Антициклон подходит ближе. На большой высоте образуется инверсия и облака, возможны ливни и грозы. Если погода быстро стабилизируется, то база облаков медленно поднимется, а их высота уменьшается. Такие дни на равнине уже пригодны для маршрутных полетов. На севере Альп из-за сдерживающего северо-восточного ветра становится слишком солнечно, и обычно еще день идут дожди.

День второй:

С этого момента в горах образуются хорошие потоки и устанавливается маршрутная погода. Воздух становится суше, база облаков понимается выше, а там, где инверсия опускается, вероятность грозовых облаков становятся меньше. Ожидаемая скороподъемность под облаками такая же, как изображена на рис. 1.35.

День третий:

Для пилота-марш рутника летный день начинается с маленьких кучевых облаков. С каждым днем инверсия опускается все ниже, а воздух становится всё более сухим. В итоге точка росы перемещается выше инверсионного слоя. Это день голубых термиков с высокой базой. Хороший день для парящих и маршрутных полетов. Часто сила потоков соответствует значениям, приведенным на рис. 1.34.

День четвертый:

Стекающая инверсия опускается так низко, что маршрутные полеты становятся почти невозможными. Ожидаемая сила потоков сравнима с показателями на рис. 1.36.

День пятый:

Стекающая инверсия опустилась до уровня поверхности земли. Если погода значительно не изменится, например, если не придет холодный фронт, то на высоте может образоваться новая стекающая инверсия. Пилоты смогут отлично полетать в потоках, только если слой приземной инверсии рассеется в течение дня. Так как влажность очень низкая, сформируется высокая база облаков.


        Конечно же, это всего лишь модель, и в реальной жизни ситуации могут сильно отличаться. Процесс может длиться как два, так и восемь дней. Если же удастся понять механизм данного процесса, то можно будет с большей точностью прогнозировать возможности для полета.

Из личного опыта:
Свой самый дальний полет я совершил в день, когда было сильное переразвитие облаков. Многие испугались возникновения грозы и приземлились. На рис. 3.53 это второй день. Конечно, я тоже видел облака, но сохранял спокойтвие. Я заметил, что они постепенно испаряются и в течение дня станут меньше. И я полетел дальше. Этот полет помог мне выиграть первенство маршрутных полетов в 2005 году.

в начало


Полеты на севере Альп при легком южном ветре

        На севере Альп при основном легком южном и местном долинном ветрах следует быть осторожным при пересечении долины и выборе склона горы, на котором собираетесь летать. На севере Альп долинный ветер, как правило, поднимается выше гор. Восходящие потоки сначала начинают сдуваться на юг Если же поток попадает в южное течение, то начинает перемещаться на север. У пилота-маршрутника должен возникнуть вопрос: действительно ли ветер в долине настолько сильный, что он поднимается над горами? Если это так, то следует летать на северных склонах и не залетать в ротор. Если нет, то следует летать на южных склонах. Полеты на севере Альп

Рис. 3.54  Если установился четко выраженный долинный ветер (желтая стрелка с севера), потоки следует искать только на северных склонах "В". Если пилот стартовал рано, то он должен летать сначала на южных склонах "А".

Замечание:
В горах на севере Альп на многих стартах около 12 часов дня в нижней части долины по верхам начинает дуть северный ветер. Это хорошо для северных склонов, где в этом случае дует встречный ветер. Но очень плохо для южных стартов, ветер начинает дуть в спину. Я для себя твердо уяснил: как только появляются какие-либо признаки увеличения высоты, на которой дует долинный ветер, можно забыть про старты на южных склонах. Пилоты, которые все же пытаются там стартовать, как правило, очень быстро оказываются на земле. Они теряют высоту в очень спокойном подветренном роторе, снижаясь со скоростью 3-5м/с. Итак, тем, кто не улетел до 12 часов дня, лучше подождать до часа. В это время потоки уже начнут образовываться на северных склонах. Эти потоки образовываются не непосредственно на северных склонах: солнце нагревает воздух севернее горы, а долинный ветер перемещает этот нагретый воздух к горе, который, в свою очередь, поднимается как термик.

в начало


Паузы между циклами термической активности в середине дня

на границе Альп

        Утром начинают образовываться потоки. Многие пилоты медленно набирают высоту. Вдруг поток ослабевает, и большинство пилотов сыпется вниз. Это феномен принято называть паузой между циклами термической активности.
        Он означает следующее: в Альпах воздух прогревается лучше, чем на прилегающих равнинах. Потоки, пригодные для полетов на параплане и дельтаплане, образуются в горах примерно в 10.30 утра. Благодаря долинному ветру холодный воздух с предгорий Альп перетекает в долины. Этому более холодному воздуху требуется время, чтобы достаточно прогреться для образования восходящих потоков. Прежде чем начнут образовываться термики, пройдет примерно 30-45 минут.

Замечание:
В дни, когда термическая активность довольно слабая, пауза между циклами более длинная. В дни с сильной термической активностью, паузу можно распознать лишь по слегка ослабевшим потокам. В центральных Альпах пока ни разу не удалось четко определить паузу между циклами.

в середине дня на море
Морской ветер
Рис. 3.55  Морской ветер является причиной образования паузы между циклами термической активности на море. На рисунке: Монако.

        Причины возникновения паузы между циклами термической активности на море и в горах почти одинаковы. Только здесь причиной возникновения паузы является холодный воздух с моря. Термическая активность на море, как правило, лучше после полудня. До этого потоки достаточно слабые, а база облаков, из-за влажного морского ветра, низкая.
        Однако зимой формируются благоприятные условия для парящих полетов. Морской воздух не так сильно охлаждается ночью. Образовавшаяся инверсия довольно слабая, и солнце достаточ-но прогревает землю для образования восходящих потоков. Это, пожалуй, и является главной причиной столь большой популярности Монако, как летного места, в зимнее время года.

Монако
Рис. 3.56  Пауза между циклами термической активности имеет свои плюсы. В Монако можно летать на побережье тогда, когда всего в километре от берега есть опасность возникновения грозы.

        Кроме того, зимой воздух очень нестабильный, и поэтому образуются довольно большие облака и иногда даже грозы. Но все это происходит не у моря, а в значительном удалении, на суше. Слабые потоки вблизи берега не позволяют облакам вырасти. И поэтому на побережье можно еще летать, в то время как на суше, вдали от берега, это даже и в голову не придет.




на равнине и в невысоких горах

        Здесь тоже имеет место такое явление, как пауза между циклами погоды. Причиной ее возникновения является ветер. Если он дует постоянно, на равнине и на склонах, где есть динамик, слабые фазы термической активности будут сглажены. На земле ветер перемещает теплый воздух через границы схода потоков. Именно там пилоту удается найти долгожданный пузырь восходящего воздуха, который, к сожалению, поднимается не слишком быстро. Как только стихнет ветер, потоки станут сильнее. Почему же стихает ветер? В зоне антициклона ветер дует в сторону циклона. У земли ветер по высоте ограничен инверсионным слоем. Днем становится теплее, инверсия поднимается, пространство для ветра расширяется, и поэтому он ослабевает.

На равнине

        Рис. 3.57  На равнине, а также в невысоких горах, как только поток ослабевает, пилот быстро оказывается на земле. Между 13.00 и 14.00 часами больше всего шансов пролететь длинный маршрут. Начинающему пилоту следует избегать полетов во время самой сильной термической активности весной и летом.

в начало


Смерчи

        Они интересны сторонним наблюдателям, и их очень боятся пилоты.
        Смерчи образуются в сильно нестабильном сухом воздухе. Воздух поднимался бы медленно, если бы только поток мог сойти до этого момента. Но смерч образуется спонтанно, без каких-либо триггеров.
        Смерчи очень часто бывают в горах, когда воздух очень нестабилен, на старте дует северный ветер, а на южном склоне образуются мощные потоки. Таким образом, на южном склоне в подветренном роторе могут образовываться толстые слои перегретого сухого воздуха. В такие дни пилоты стартуют либо с северных слонов, т.к. дует северный ветер, либо с южных - сразу в поток. Очень часто это можно наблюдать на Бабадаге (Турция).

Смерч Рис. 3.58  Очень распространенный маленький смерч на Бабадаге, Турция. Такие смерчи часто образуются в очень нестабильном воздухе, когда высотный ветер дует с севера.

Из личного опыта:
Однажды я видел, как параплан с подвесной системой подняло на 20 метров, и он недолго летел сам по себе. Сразу после этого он превратился в клубок ткани и строп. Однажды на горе Баба-даг в Турции пилот попал в смерч, и его так подкинуло, что он почти с места сделал мертвую петлю. К счастью, он сильно не пострадал. Старт в таких условиях очень опасен. Тем, кто, несмотря на риск, все же решил стартовать, лучше подождать пока со старта сойдет поток, вместе с ним уйдет слой теплого воздуха, и есть вероятность, что новый смерч будет немного меньше.
        Однажды, на лебедке в Австралии, я увидел смерч. Я был на высоте всего 150 метров, после этого отцепился и улетел от смерча шириной примерно 100 метров. При ветре 40 км/ч я естественно уже стоял, точнее сказать, лежал на земле. С тех пор на моем комбинезоне много дырок. Этот случай я обсуждал со многими пилотами, которые летают на равнинах в Австралии. Большинство говорят, что они попадали в смерч на высоте более, чем 300 метров. Желающих снова попасть в эту ситуацию не оказалось.

Замечание:
        Смерчи тоже являются восходящими потоками. На большой высоте, в этих, заметных на земле смерчах, можно летать. Очень важно чтобы пилот при входе в смерч двигался против направления его закручивания. В этом случае его летательный аппарат будет в преимущественном положении. Если же пилот полетит по направлению вращения, летательный аппарат может выкинуть очень далеко, а это очень рискованно. И все же я не советую вам летать в смерчах из-за сильной турбулентности. Это могут себе позволить только действительно хорошие пилоты.

в начало


Поиск потока

Пыль и дым помогают определить местонахождение потока

Дымы
Рис. 3.59  Два дыма идут навстречу друг другу. В месте их пересечения (на рисунке отмечено красным цветом) будет находиться поток. Это заметил пилот дельтаплана и поэтому туда.

        Рис.3.59. В месте, где должны встретиться эти два дыма, будет находиться поток. В штиль поток всасывает в себя воздух со всех направлений. Если бы эти дымы расходились, то вероятность того, что там будет поток, была бы нулевой.


Определение стабильности воздуха по дыму

        С помощью дыма можно определить стабильность слоев воздуха.
        Если дым поднимается очень высоко, то можно определить направление и силу ветра даже на большой высоте. Если дым поднимается вертикально вверх, значит ветер слабый или его нет вовсе. Если дым поднимается единым потоком, значит воздух стабильный. Если дым развевается веером, значит воздух нестабильный.

Дым под инверсией
Рис. 3.60  Поднимающийся дым горизонтально стелется над инверсией. По фото нельзя определить, спокоен ли воздух над инверсией. Однако под этой хорошо заметной линией пилот дельтаплана точно не попадет в урбулентность.













параплан

Последовательность действий при поиске потока

        Продолжительный парящий полет - это все же не случайность. Тогда возникает вопрос: каким образом пилоту постоянно удается находить потоки?

Осыпь на склоне

        Рис. 3.62  Осыпь на склоне на краю данного плоскогорья является хорошим местом схода потоков.

Поиск потока на равнине на небольшой высоте

Равнина

        Самое важное в полетах на равнине заключается в следующем: сначала нужно осмотреть поверхность земли, затем отметить для себя возможные места схода потока.




Рис. 3.63  Черная пашня - очень хорошее место для образования потоков.






Поиск потока в горах на небольшой высоте

        Тот же принцип, что и при полетах на равнине.
        Например, вечером при западном ветре пилот летит к ровному, покрытому лесом западному склону. Он летит к самому лучшему месту схода потока (см. пункт 4). Подходящее направление ветра (ветер дует пилоту в спину), солнце находится на западе, но пилот должен выбрать место не совсем так, как он бы это сделал на равнине. Теперь самое важное выбрать наилучшее место схода потока.
       Первые три пункта остаются такими же.

Холмы

        Рис. 3.64  При поиске потока на относительно ровной поверхности подветренный ротор не имеет такого значения, как в горах. Перед пилотом находится привлекательный холм. Если на равнине удается распознать холм, что не так-то легко с большой высоты, то нужно лететь к нему. Он является хорошим местом схода потоков.

        Главное, не залетать в ротор. В горах там очень часто образуются потоки. Пункт 2 (положение солнца) и пункт 3 (аэрология поверхности земли) следовало бы учитывать по отдельности.

Замечание:
        Данная последовательность при полетах в горах означает следующее: летать следует только с наветренной стороны и в местах, где сходят потоки.
        Если пилоту нужно сделать выбор между лиственным и хвойным лесом, то он полетит к хвойному. Если в середине дня пилоту нужно сделать выбор между отвесной скалой или пологим склоном, то пилот полетит к пологому склону.
        Но в большинстве случаев все это соблюдается не строго.

Поиск потока на большой высоте

        Счастливы те, кому удалось набрать высоту. Поиск потоков намного легче, и в распоряжении есть большой запас высоты.
        Теперь пилот может ориентироваться только по облакам. Он летит к облакам, которые развиваются, и избегает тех, что находятся в стадии распада. Уже во время обработки потока пилот смотрит по сторонам. Он ищет новые клочки зарождающихся облаков по своему маршруту. Если удалось найти такое облако, то он уже будет знать, где ему искать следующий поток.
        Подробнее об облаках в следующей главе.

Рис. 3.65  Никогда не летайте в горах в подветренном роторе при сильном ветре. Последовательность действий при поиске потока следующая: сначала нужно определить, откуда дует ветер, затем лететь к месту возможного схода потока. На рисунке: летное место Берхтесгаден (Berchtesgaden), Германия.

В горах

В горах

Рис. 3.66  Если пилот находится на большой высоте, то при поиске потоков он ориентируется по облакам. Он ищет зарождающиеся облака и избегает те, которые разваливаются. Пилот должен стараться все время находить взаимосвязь между местом схода потока и облаком. Если ему это удастся, то он сможет выбрать правильное направление своего полета и найти следующий поток.
       
На рисунке: Летное место Пинзгау (Австрия).

в начало       следующая глава





Оглавление