Вторник, 23.04.2024, 09:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Литература

Главная » Статьи » Случаи из жизни парапланеристов

Давор Ярдаш
Davor Jardas был затянут на 21 000 футов (6 500м - прим. переводчика) в грозовое облако будучи в майке и шортах. Он советует: "Когда вы видите безобидное облако, которое распускается в стратосфере, как капуста, прилипайте к телевизору и пейте пиво".



Суббота, 26 июля, 1997. У меня было ощущение, что мне не надо летать в этот день. Мой друг Матко и я проснулись в 6 часов, в спешке упаковали свои вещи, приняли душ и двинулись на Бузет - место проведения соревнования. Погода не выглядела хорошей. Мы ехали через дождь и термометр машины показывал температуру снаружи 16°С - очень низкую для такого времени года.

Это был первый официальный парапланерный чемпионат Хорватии. Когда мы поднялись, команда была уже там: Борис, Круно, Данко, Бозо, Родован, Среко, Лео, Златибор, Жоза и Сэнди. Мы очень редко собираемся все вместе, поэтому сначала выпили по чашке кофе и съели по кусочку торта с орехами. Я был в организационном комитете. Мы договорились двинуться на старт до обеда. Я ехал за Карло на машине, когда мы приблизились к старту Распадалинка.

Здесь я был в первый раз. Склон смотрит на юг, высота 560 м, достаточно широкий, чтобы там вместились параллельно четыре крыла, но сравнительно короткий и крутой, с железной дорогой всего в 100 м ниже. Стало жарко, около 27°С и 2/8 неба были покрыты прекрасными кучевками. Мы пришли к согласию по упражнению и сделали брифинг для пилотов. Воздушный старт должен был быть в 14:30, стартовый знак установили на лугу ниже железной дороги. Первый поворотный пункт был у церкви Крника, западнее старта, потом церковь Св.Томаса на востоке, потом большой перекресток на юге Бузета, потом опять церковь Крника. Поле с целью было чуть северо-западнее Бузета. Я отошел немножко в сторону от толпы, чтобы сосредоточиться и расслабиться. Успокоился, представляя идеальный старт и отличные условия полета. Если бы я был один, я бы точно не летел в тот день. Очень трудно это объяснить, но какая-то интуитивная тревога включилась внутри меня. Но я был президентом самого большого и наиболее активного хорватского парапланерного клуба и если бы я отказался лететь без какой-либо причины, мое эго было бы задето.

Лео взлетел первым, потом Данко. Я оделся в шорты, майку, хлопковую рубашку и тонкую ветровку. Я прикрепил свой Aircotec Top Navigator на левой ноге, настроил и проверил частоту портативной рации. Также проверил свою запаску. На случай, если она мне понадобится. Взлетел в 14:05 и сразу попал в хороший поток. После первого подъема я прочел информацию о ветре со своего Top Navigator: W-SW, 16км/ч. Мы летали вдоль хребта, встречая термики, которые не сносились ветром. Было не очень жарко, я взял перчатки из бокового кармана и надел их.

Мы летали вдоль склона до 14:25, ожидая пяти минут до открытия стартового знака. На востоке мы могли видеть прекрасную гору Ука, рядом с которой находился большой Ку Ним (кумулус-нимбус - прим. перев.), льющий дождь. Я подумал, что это не должно нас беспокоить, так как это было больше 20 км от нас по ветру. За десять минут до воздушного старта я набрал порядочную высоту. Приятно - устойчивые термики, от 0,5 до 3 м/с. В 14:25, Данко, мой инструктор, связался по рации с командой наземной поддержки и после короткого обсуждения было принято решение отменить упражнение. Причиной было быстрое грозовое развитие, которое было замечено за несколько километров севернее нашего местонахождения, над горой Збевника (1 014 м). Последовало радиосообщение: “Упражнение отменено, пожалуйста приземляйтесь“. Слова прозвучали спокойно - без спешки, без паники и я не торопясь направился на юг, к солнцу и пушистым облакам, не заботясь о черном монстре, который вырисовывался на севере. Это была моя большая ошибка. Лео был рядом - на 150 м юго-западнее и выше меня. Я заметил Данко и Карло на западе и тоже выше, они придерживали “большие уши”. Другие были несколько сзади, на северном и северо-восточном направлении. Я был на высоте 1300 м, когда решился на первый B-stall в 14:30. Я снижался со скоростью - 7м/с пока не достиг 1000 м. Потом B-stall деформировался в “вилку”, как при переднем срыве, консолями вперед. Мне это не понравилось - выглядело устрашающе. Я отпустил B-stall, наполнил и стабилизировал крыло, а потом повторил B-stall снова. Через несколько минут я взглянул на мой “варик” и к своему удивлению обнаружил, что поднимаюсь с +2 м/с. Я посмотрел вверх и увидел как Лео засосало в тучу в том месте, где основание облака снизилось до 1300 м. До того как войти в облако, он меня сфотографировал. Несколько секунд позже, удерживая B-stall и поднимаясь с +5 м/с, я пронзил основание облака и мой мир стал белым.

В этот момент я был совершенно спокоен. Я был очень близко к краю облака и у меня был мой "Top Navigator" с его "GPS compass" функцией. Направиться на юг и выйти из облака не должно было быть большой проблемой, но я начал терять драгоценное время, мучаясь с моим компасом и спид-системой. Навигация по компасу - нелегкое дело. Из-за запаздывания компаса я обнаружил, что стремясь на юг, на самом деле двигаюсь на север. Я не мог поверить своим глазам. Потом стрелка “варика” сошла с ума. Она начала дрожать на +10 м/с.

Без страха я начал полный передний срыв впервые в своей жизни, но будто злой дух крепко схватил меня. Даже со сложенной передней кромкой мой подъем остался неизменным. В моей голове прозвучало: “Давор, ты вошел в Настоящее Грозовое Облако!”. До этого я читал много отчетов о происшествиях с втягиванием в грозовые облака, но не мог вспомнить ни один из них, где бы пилот рассказывал, как он выжил. Становилось холодно, очень холодно. Влага конденсировалась на моей одежде, потом пошел дождь и вода стала замерзать на моей летней одежде. Рация в полной панике вызывает: "Давор, где ты? Радован, пожалуйста, ответь…" Отчаянный голос кричит, советуя: "Давор, любой ценой избегай выкидывания запаски!" Уже десять минут, как я вошел в этот монстр и моя высота почти 2 600 м.

Я в очень странном состоянии ума: спокоен и расслаблен. Меня не беспокоит паника из рации, из которой слышится совет, кажущийся неуместным. Взамен этого мой ум полностью занят одной мыслью: мне надо согреться. Мне надо защитить себя от ветра, дождя и льда, закутаться во что-то, иначе я замерзну. Я отпустил переднюю группу и решил открыть запаску - так я смогу достать параплан и обернуться им для обеспечения хоть какой-то защиты. Как только я прекратил передний свал, мой “варик” сошел с ума - меня поднимало с +18 м/с. Я потянул за левый А-ряд, стропы повисли и я вошел в спираль. Я развернулся к ручке своей запаски на правой стороне и бросил ее в темный мрак. Потом ужас и страх: запаска провисла на стропах нераскрытая и мой основной купол вне контроля, с галстуком на левой консоли. До раскрытия запаски проходят годы. Секундой позже я услышал глухой хлопок и увидел открытый парашют, обгоняющий параплан. Спасибо, Господи! С впрыском адреналина, стимулирующего энергию, я намотал стропы основного купола на локоть и обмотал влажный нейлон вокруг своих дрожащих ног.

Я соединился по рации и передал, что я жив, нахожусь на 4 500 м, под запасным парашютом и продолжаю подниматься вверх с +10 м/с. Это был мой последний выход на связь. Борис потом мне сказал, что его испугал истошный крик моего “варика”, контрастирующий с моим голосом, который был спокойно-тихим. Рация ответила: "Где Давор? Давор, ответь нам!" Мои дорогие друзья, я думаю, что не могу сейчас с вами связаться, потому что мне нужно сохранить каждую частицу энергии, которая поможет сделать мне выбор между жизнью и смертью.

Я вспомнил один отчет происшествия про скручивание парашюта при очень длительном спуске. Но, посмотрев вверх на свой запасной парашют "Czech Sky Systems", 32 метра, я увидел что он стабилен и натянут. В несколько секунд я установил с ним доверительные отношения. Градины стучали по мне, ударяя со всех сторон, барабаня по моему шлему, подвеске и куполу. “Варик” вопил с невыносимым тоном, но я не мог смотреть на него, чтобы цифры не ввели меня в обморок. Меня мотало во всех возможных направлениях. Молнии сверкали вокруг меня, пробивая пасмурную серость слева, справа, под и надо мной. Каждые несколько секунд тусклая вспышка света все быстрее сопровождается громовым взрывом. Как далеко было на этот раз? Если меня ударит молния - я сжарюсь в одну секунду. Давор, шанс, что ты выживешь - ноль, чистый ноль, прими это как факт. Я отчаянно молился Богу о спасении своей жизни. Много ли народа будет на моих похоронах? Самая легкая смерть была бы потерять сознание от нехватки кислорода, потом попасть в свою запаску и упасть, сильно вмазавшись в землю. Мой отец, который живет близко от Рижека - догадывается ли он, что я здесь, над ним, его единственный сын, и что это мои последние минуты жизни? Потом что-то еще пронзило мой ум: Давор, что это за мысли, ты не должен сдаваться, ты еще жив, все ли ты сделал для того чтоб защитить себя? Быстрый взгляд на “варик” сообщил мне, что я на 6 000 м! На этой высоте я или потеряю сознание от нехватки кислорода или замерзну. Я осознано начал дышать быстрее, сделал гипервентиляцию, чтобы не потерять сознание без кислорода. Воздух становился жутко холодным. Я в шортах на высоте более 6 000 м, со свирепо дующим ветром. Я замерзаю. Нет, я не могу чувствовать холод! Я вспомнил моего друга Калмана. Он был пойман лавиной в Гималаях, на вершине Писанг, и он остался жив с открытым переломом ноги. У него было огромное желание жить: он не мог позволить себе замерзнуть, не мог позволить себе сдаться! Давор, я запрещаю тебе роскошь чувствовать холод, ты не можешь позволить это себе сейчас! Как высоко я поднялся? Насколько далеко меня унесло? Где и когда я выпаду из облака? Я снова успокоился. Подумал, что сейчас все зависит от тех мелочей, которые могут перевесить чашу между жизнью и смертью. Пока ты еще в сознании и в порядке, что ты еще можешь сделать для себя? Хорошо ли ты обернут в купол? Я освободил свою правую руку, чтобы подтянуть купол сзади. Теряя последние молекулы энергии, я пытаюсь намотать его вокруг себя: я чувствую себя слабым. Если потеряю сознание - очень важно не задохнуться. Я сдвинул голову назад, чтобы она провисала над грудью, для того, чтобы у меня была возможность дышать, даже если я буду без сознания. Важно, чтобы я не замерз, так что я проверил купол - хорошо ли и надежно он намотан вокруг меня. На секунду я притворился, что потерял сознание, уронив свои руки и мне показалось, что это сработает. Может ли купол запутаться с запаской? Ку Ним мчит меня выше, на 6 500 м, со скоростью 20 м/с. Холод становится невыносимым. Самое плохое во всем этом, что ледяной ветер продувает между подвеской и моей спиной, где я не укрыт. Мои ножные ремни врезались в пах, посылая уколы боли через все тело, но это не идет ни в какое сравнение со всем остальным. Запаска крутится и дергается вокруг меня. Я не знаю - она сверху или снизу меня. Честно говоря, это мне все равно.

Потом я начал снижаться, от -3 до -17 м/с, пока не достиг 3 300 м, потом опять поднялся до 5 500 м, потом опять вниз. Неожиданно я увидел землю. Я не мог поверить своим глазам. Появилась надежда, что я выживу! Земля, Матушка Земля, она существует, она здесь! Я смотрю на нее, двигаюсь по направлению к ней. Красивое озеро, лес, природа. Град падает почти горизонтально, тает, нагревается и превращается в большие капли дождя. Но запаска брыкается и спиралит вне всякого контроля. Это абсолютно новая ситуация. Я теперь полностью сфокусирован на новой проблеме: приземление без травмы. Пытаюсь избавиться от основного купола, обмотaнного вокруг меня, высвободить его частично, что окажет немного сопротивления для замедления моего падения, но я слишком сильно закутан. Ситуация ухудшается: я лечу на электрические провода и на сгоревший лес с острыми оголенными сучьями смотрящими во все стороны. О нет! После всего того через что я прошел, закончу ли я жизнь на электрических проводах или проткнутый суком? Давор, не будь неблагодарным за чудо, которое позволило тебе выйти из грозового облака целым! Мой ум полностью занят приземлением. Я сильно качаюсь над землей, как будто вожу машину по хайвэю. Я вытянулся, пробую соединить мои ноги вместе, приготовившись кувыркнуться при приземлении. Я пролетел в нескольких метрах над электропроводами и ударил одно дерево эйрбэгом подвески, который погасил удар. Встал на ноги - замерзший, мокрый, испуганный, шокированный, но еще живой и без единой царапины! Это кажется невозможным! Я дрожу от холода. Льет как из ведра. На моем "Top Navigator" записан этот полет и он показывает, что я пролетел 21 км с того места, где вошел в облако. Вышел на дорогу и встал на середину, пытаясь остановить машины большим пальцем, но машины просто объезжали меня. Дрожа, я продолжил свой путь: “Подумай, Давор, ты выглядишь как лесной гоблин, полностью промокший, с рюкзаком на голове, покрытый листьями и с пучком нейлона в руках. Кто будет достаточно сумасшедшим пустить тебя в свою машину?” Я расслабился. Это больше не вопрос о жизни или смерти.

Скоро я пришел в село Сдусеньевика. Цивилизация, люди! Я пошел к ближайшему двору с новым домом. Там признаки жизни: детский велосипед, машина, инструменты, вещи вокруг. Я тащу мое ослабшее тело вверх по ступенькам к первому этажу. Позвонил и постучал в дверь. Появился человек. Я не смог остановить прилив эмоций: "Пожалуйста извините меня, я летел на параплане и меня засосало в грозовую тучу, мне холодно и я шокирован, можно я позвоню своим друзьям отсюда, помогите мне пожалуйста… " Бранко Рабар принял меня в своем доме. Хороший человек. Дал ему телефон организаторов. Его жена укутала меня в покрывало, чтобы я мог согреться. Я сказал им: "Это настоящее чудо, что я сейчас здесь разговариваю с вами…" Я принял душ и теплая вода смыла с меня всю грязь, пот, страх и шок. Мы пьем чай на балконе, где светит солнце, небо кристально голубое и нет в помине той грозовой тучи, с которой я боролся все послеобеденное время до 16:00. Всего полтора часа как я вошел в грозовое облако. Начался абсолютно новый день.

Мой инструктор Данко пережил пару негативных спиралей, вызванных полным срывом, после чего он приземлился на лугу. Карло попал в негативку около земли, бросил свою запаску на высоте около 30 м, которая едва успела наполниться. Он приземлился без повреждений, в отличие от своего парашюта, который попал на силовую опору электросети и порвался от его веса. Среко затянул все стропы на одной стороне купола, выполнив новый маневр в парапланеризме. Крыло вошло в глубокую спираль, в которой он продержался около 20 минут, прежде чем выскочил из под нижней кромки. После этого Среко не чувствовал свои руки несколько дней. Радован сделал большие уши, оставив несущими всего несколько секций. Его скороподъемность все равно сохранилась около +10 м/с, но в конечном счете ему удалось выйти из облака. Совершенно дезориентированный, он не успел вовремя полностью наполнить свой купол и грубо приземлился, испытав серьезный удар и вывихнув лодыжку, но невероятным образом избежал более серьезных травм. Круно сделал полный срыв, но когда он выводил свое крыло из этого режима, купол схлопнулся и завязался галстук, поэтому он бросил свой парашют. Гроза его пощадила и не “всосала”. Но он не смог расправить свой параплан и приземление получилось жестким, с травмой позвоночника, к счастью, без серьезных последствий. Лео получил такую же ужасающую выволочку в облаке как и я. Он не стал бросать запаску (на нем была одет лыжная курточка) и удерживал полное фронтальное складывание при помощи ног, которые вставил в стропы А-ряда и давил вниз. Он пересилил грозовое облако и приземлился в лесу около Уки.




Все вместе мы были подобны свечам на ветру, но пламя не погасло и мы выжили. Вечером, когда мы добрались до нашей гостиницы, я пригласил каждого на праздничный ужин, посвященный нашему новому дню рождения. Мы пошли в ресторан с символическим названием – “Фортуна”. После ужина я лег в кровать и стал благодарить Бога за то, что он сохранил мне жизнь. Я долго не мог заснуть, хоть и был полностью истощен.

(Перевод с английского - К. Русу)

Категория: Случаи из жизни парапланеристов | Добавил: ok (25.01.2009)
Просмотров: 2502 | Рейтинг: 3.7/3 |
Меню сайта
Книги каталога
Библиотечка парапланериста [15]
Литература для начинающих и не только...
Случаи из жизни парапланеристов [3]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Погода
Наш опрос
Параплан какого производителя у Вас сейчас ?

Всего ответов: 91
Copyright koalexx © 2024